В предыдущих статьях мы рассказывали об истории зарождения государственного бюджета на территории древней Руси. Сегодня мы остановимся на истории рождения бюджета в зарубежных странах.
Первая попытка формирования государственного бюджета — единой общей сметы доходов и расходов — была осуществлена в Англии в конце XVII в. Название бюджет происходит от английского budget — сумка казначея, мешок с деньгами. В конце XVIII — начале XIX вв. практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.
Можно отметить такой интересный факт, что во многих странах (Англии, Франции и др.) первые бюджеты были строго засекречены. Например, во Франции в 70-х гг. XVII в. существовали законы, которые под страхом смертной казни запрещали даже рассказывать о бюджете, обсуждать финансовую деятельность государства. Глава государства фактически обладал неограниченным правом распоряжаться денежными средствами своей казны.
На момент своего возникновения бюджет представлял собой смету вероятных доходов и расходов государства, поскольку бюджет возник и начал действовать как объединенная совокупность разрозненных смет доходов и расходов по важнейшим общегосударственным мероприятиям.
Гласность и открытость бюджета да и собственно бюджет в его подлинном смысле получили свое развитие лишь с развитием парламентаризма. При абсолютной монархии, когда глава государства ни перед кем не ответственен, бюджет имеет лишь форму сметы, т.е. записи доходов и расходов. С появлением народного представительства у подданных неизбежно встает вопрос: на что расходуются немалые деньги, которые они платят в казну? Если самодержавный монарх мог тратить средства по своему усмотрению, то теперь правительству пришлось обязательно согласовывать расходы и доходы с парламентом. Многие революции (включая английскую революцию XVII в. и Великую французскую революцию XVIII в.) начинались с народного недовольства бюджетной политикой правительства.
Дополнительным стимулом, способствовавшим развитию бюджетной практики, являлись усложнение государственных функций и обособление государственных учреждений. Для осуществления стратегических целей им требуется точно знать, сколько средств у них будет в наличии в следующем году. В странах, где не было парламентской системы (как, например, в Российской империи 19 века) большую роль в раскрытии бюджетной информации сыграли требования зарубежных кредиторов. Как при кредитовании предприятий, когда заимодавец требует бухгалтерский баланс для оценки кредитоспособности заемщика, так и при кредитовании государства иностранные банки требовали обнародовать его «баланс» — государственный бюджет.
В течение XX в в бюджетах всех стран мира увеличилась социальная составляющая: большая часть расходов типичного современного государственного бюджета — это расходы на здравоохранение, образование и социальную защиту граждан.
Налоги на роскошь
Налог на роскошь является смесью подоходного налога и акциза, так как предназначен для дополнительного обложения более богатых людей (обладание предметом роскоши было мерой богатства). Но фактически повышает цену потребления отдельных благ.
Например, в самом конце XVIII в. много налогов на роскошь ввел в своей стране английский министр финансов Уильям Питт — налоги на выездных лошадей, собак, кареты, гербы, часы, перчатки, ружья и т. д. По одной из версий историков, У. Питт хотел этим подготовить публику к введению подоходного налога. Необычайно выгодным оказался налог на пудру, который за один год, благодаря повышенной моде на нее, принес казне 200 тыс. фунтов стерлингов.
В XVII в. в Австрии существовал налог на сапоги и башмаки, которые тоже были свидетельством благополучия, а также налог на балкон или эркер, в основе которого лежала теория о том, что балкон или эркер покоятся на воздушной колонне, опирающейся на городскую землю, за использование которой надо платить.
Во Франции до XIX в. существовал налог на окна и двери, выходящие на улицу (количество последних как бы свидетельствовало о богатстве владельца). Непосредственным следствием этого налога было то, что люди стали стремиться по возможности уменьшить количество окон и дверей или «обратить» их во двор.
Расходы на государственный аппарат и армию в бюджете Византийской империи, %
300 г. | 540 г. | 641 г. | 842 г. | 1025 г. | |
На государственный аппарат | 9 | 10 | 13 | 16 | 14 |
На армию | 81 | 71 | 78 | 65 | 70 |
ВСЕГО | 90 | 81 | 91 | 81 | 84 |
Расходы государственного бюджета Российской империи В 1734 году
Название расхода | руб. | % от государственного бюджета |
Содержание императрицы,
всего |
408 000 | 5,23 |
двор | 260 000 | |
императорская конюшня | 100 000 | |
родственникам императрицы | 48 000 | |
Государственное
и местное управление |
332 031 | 4,25 |
жалование чиновникам
высшего ранга |
96 082 | |
жалование служащим канцелярий | 153 688 | |
расходы по учреждениям | 17 072 | |
таможенным и портовым чиновникам | 14 332 | |
служащим в провинциях | 36 525 | |
расходы на командировки
и канцелярские расходы в провинции |
14 465 | |
Правоохранительные органы и тюрьмы |
11 494 | 0,15 |
полиция | 9 748 | |
арестантам и ссыльным кормовых | 1 746 | |
Внешняя политика и помощь дружественным государствам (Грузии и т. д.) |
131 311 | 1,68 |
Здравоохранение | 16 006 | 0,21 |
Образование и наука | 51 871 | 0,66 |
Адмиралтейская академия
и Академия наук |
47 371 | |
геодезистам и школьным учителям | 4 500 | |
Социальная защита | 79 972 | 1,02 |
нищие и ветераны | 41 876 | |
пенсии | 38 096 | |
Строительство | 256 813 | 3,29 |
Закупка соли за рубежом | 14 792 | 0,19 |
Вооруженные силы | 6 505 154 | 83,32 |
армия | 4 935 154 | 63,21 |
военно-морской флот | 1 200 000 | 15,37 |
артиллерия | 370 000 | 4,74 |
Итого | 7 807 577 | 100 |