Финансовая система в зарубежных странах

Финансовая система в зарубежных странах
В предыдущих статьях мы рассказывали об истории зарождения государственного бюджета на территории древней Руси. Сегодня мы остановимся на истории рождения бюджета в зарубежных странах.

Первая попытка формирования государственного бюджета — единой общей сметы доходов и расходов — была осуществлена в Англии в конце XVII в. Название бюджет происходит от английского budget — сумка казначея, мешок с деньгами. В конце XVIII — начале XIX вв. практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.

Можно отметить такой интересный факт, что во многих странах (Англии, Франции и др.) первые бюджеты были строго засекречены. Например, во Франции в 70-х гг. XVII в. существовали законы, которые под страхом смертной казни запрещали даже рассказывать о бюджете, обсуждать финансовую деятельность государства. Глава государства фактически обладал неограниченным правом распоряжаться денежными средствами своей казны.

На момент своего возникновения бюджет представлял собой смету вероятных доходов и расходов государства, поскольку бюджет возник и начал действовать как объединенная совокупность разрозненных смет доходов и расходов по важнейшим общегосударственным мероприятиям.

Гласность и открытость бюджета да и собственно бюджет в его подлинном смысле получили свое развитие лишь с развитием парламентаризма. При абсолютной монархии, когда глава государства ни перед кем не ответственен, бюджет имеет лишь форму сметы, т.е. записи доходов и расходов. С появлением народного представительства у подданных неизбежно встает вопрос: на что расходуются немалые деньги, которые они платят в казну? Если самодержавный монарх мог тратить средства по своему усмотрению, то теперь правительству пришлось обязательно согласовывать расходы и доходы с парламентом. Многие революции (включая английскую революцию XVII в. и Великую французскую революцию XVIII в.) начинались с народного недовольства бюджетной политикой правительства.

Дополнительным стимулом, способствовавшим развитию бюджетной практики, являлись усложнение государственных функций и обособление государственных учреждений. Для осуществления стратегических целей им требуется точно знать, сколько средств у них будет в наличии в следующем году. В странах, где не было парламентской системы (как, например, в Российской империи 19 века) большую роль в раскрытии бюджетной информации сыграли требования зарубежных кредиторов. Как при кредитовании предприятий, когда заимодавец требует бухгалтерский баланс для оценки кредитоспособности заемщика, так и при кредитовании государства иностранные банки требовали обнародовать его «баланс» — государственный бюджет.

В течение XX в в бюджетах всех стран мира увеличилась социальная составляющая: большая часть расходов типичного современного государственного бюджета — это расходы на здравоохранение, образование и социальную защиту граждан.

нумерация-мал.pngНалоги на роскошь

Налог на роскошь является смесью подоходного налога и акциза, так как предназначен для дополнительного обложения более богатых людей (обладание предметом роскоши было мерой богатства). Но фактически повышает цену потребления отдельных благ.

Например, в самом конце XVIII в. много налогов на роскошь ввел в своей стране английский министр финансов Уильям Питт — налоги на выездных лошадей, собак, кареты, гербы, часы, перчатки, ружья и т. д. По одной из версий историков, У. Питт хотел этим подготовить публику к введению подоходного налога. Необычайно выгодным оказался налог на пудру, который за один год, благодаря повышенной моде на нее, принес казне 200 тыс. фунтов стерлингов.

В XVII в. в Австрии существовал налог на сапоги и башмаки, которые тоже были свидетельством благополучия, а также налог на балкон или эркер, в основе которого лежала теория о том, что балкон или эркер покоятся на воздушной колонне, опирающейся на городскую землю, за использование которой надо платить.

Во Франции до XIX в. существовал налог на окна и двери, выходящие на улицу (количество последних как бы свидетельствовало о богатстве владельца). Непосредственным следствием этого налога было то, что люди стали стремиться по возможности уменьшить количество окон и дверей или «обратить» их во двор.

Расходы на государственный аппарат и армию в бюджете Византийской империи, %

300 г. 540 г. 641 г. 842 г. 1025 г.
На государственный аппарат 9 10 13 16 14
На армию 81 71 78 65 70
ВСЕГО 90 81 91 81 84

Расходы государственного бюджета Российской империи В 1734 году

Название расхода руб. % от государственного бюджета
Содержание императрицы,

всего

408 000 5,23
двор 260 000
императорская конюшня 100 000
родственникам императрицы 48 000
Государственное

и местное управление

332 031 4,25
жалование чиновникам

высшего ранга

96 082
жалование служащим канцелярий 153 688
расходы по учреждениям 17 072
таможенным и портовым чиновникам 14 332
служащим в провинциях 36 525
расходы на командировки

и канцелярские расходы в провинции

14 465
Правоохранительные органы 
и тюрьмы
11 494 0,15
полиция 9 748
арестантам и ссыльным кормовых 1 746
Внешняя политика и помощь дружественным государствам 
(Грузии и т. д.)
131 311 1,68
Здравоохранение 16 006 0,21
Образование и наука 51 871 0,66
Адмиралтейская академия

и Академия наук

47 371
геодезистам и школьным учителям 4 500
Социальная защита 79 972 1,02
нищие и ветераны 41 876
пенсии 38 096
Строительство 256 813 3,29
Закупка соли за рубежом 14 792 0,19
Вооруженные силы 6 505 154 83,32
армия 4 935 154 63,21
военно-морской флот 1 200 000 15,37
артиллерия 370 000 4,74
Итого 7 807 577 100
.