Эксперт
Дмитрий Ушаков
Художественный руководитель Томской областной государственной филармонии
— Еще не так давно население относительно недорого могло посещать выставки, концерты, театры. Часть расходов брало на себя государство. А как сейчас обстоят дела?
— К счастью, деньги, хоть и небольшие, на культуру выделяются и сейчас. Существует большая сеть учреждений культуры различной подчиненности. Томская филармония, к примеру, — областная организация. Есть и муниципальные, и районные. Все эти организации оказывают населению платные услуги.
Естественно, есть и государственное финансирование, и господдержка. Но этот ресурс все-таки недостаточен. Дешевое хорошим не бывает. А во многих головах укоренился стереотип: куплю себе дорогую сумку, а на концерт великого пианиста хочу сходить за 200 рублей.
Но есть и такой слой населения, который называется социально незащищенный, и эти люди в реальности располагают очень скромными ресурсами. Поэтому перед любым учреждением культуры стоит задача иметь в своем арсенале предложения, которые удовлетворят большинство запросов всех категорий слушателей как с программной стороны, так и с финансовой.
Все работающие в сфере академической культуры являются заложниками ситуации, когда обычная схема «спрос рождает предложение» не работает. Спрос на культуру, в частности — музыкальную, если с ним ничего не делать, отсутствует, и нет никаких предпосылок для его возникновения. Чтобы этот спрос возникал сам по себе, нужен более высокий уровень сознания.
— Он существует, скажем, в Европе? Например, в Австрии, куда едут со всего мира, чтобы сходить в Венскую оперу?
— Да. Но все европейцы плачутся, что он падает. В Западной Европе культурная традиция, в отличие от России, не прерывалась и развивалась эволюционно, а не революционно, там это культивировано столетиями: мой дедушка ходил в Венскую оперу, папа ходил и я хожу. У нас совсем другие схемы.
В культуре все работает наоборот: предложение рождает спрос. Это перевертыш, который нужно хорошо осознавать. Именно поэтому наша задача — самим сформировать предложение таким, чтобы оно генерировало спрос от самых разных людей. Так работают все учреждения культуры: театры, филармонии, дома творчества. И каждый человек — в буквальном смысле каждый, персонально — может найти для себя что-то, что будет ему интересно и выгодно.
По абонементу выгоднее
— Теперь мы как раз и переходим к интересному моменту — «выгодно». Как все же экономить и при этом оставаться культурно просвещенным человеком?
— Мы, как и все филармонии России, уже который год работаем в рамках абонементной системы: каждый сезон состоит из нескольких концертных циклов, каждый из них называется «абонемент», каждый абонемент включает несколько концертов, как правило три-четыре. Они проходят на протяжении всего сезона (с сентября по апрель).
В следующем сезоне у нас будет 22 абонемента. Таким образом мы культивируем спрос на концерты. Когда слушатель имеет перед собой план (например, четыре концерта органной музыки), у него есть ясное понимание, на что он подписывается. Он планирует свой культурный сезон. Есть те, кто по три-четыре абонемента покупают. В прошлом сезоне был человек, который купил сразу все 20 абонементов.
Есть и имиджевый момент: абонемент — это современная система, именно так работают, так сказать, «воротилы» культурного дела — Венская, Берлинская филармонии, лондонские концертные залы. На Байройтском Вагнеровском фестивале такие абонементы раскупаются на год вперед. Следующее достоинство — покупающий абонемент человек закрепляет за собой определенное место в зале, при этом все места продаются по одинаковой цене, а в рамках обычных билетов действуют ценовые пояса: дороже-дешевле.
И последнее — при покупке абонемента можно сэкономить примерно 20 %. Самый яркий пример — абонемент «Стейнвей-вечера». Он стоит 3 тысячи рублей, а самый дешевый билет на задние ряды на первый концерт — 2 тысячи, партер — 3,5 тысячи. То есть абонемент дешевле, чем билет на один концерт.
— Абонемент — это единственный способ экономить?
— Наша филармония регулярно проводит акции. Не всегда они связаны с экономией денег, но зато всегда интересны и актуальны. Например, 6 июня был концерт «Читаем Пушкина», где классика читали горожане, прошедшие по предварительному конкурсу. Каждый год вне сезона у нас проходят летние вечера в органном зале. Уже не первый год мы раздаем флаеры, в которых есть и расписание концертов, и возможность получить значительную скидку — до 20 %.
— Вам самим выгодно такие акции проводить? Ведь получается, что это своего рода упущенная выгода, когда билет продан дешевле, по акции.
— Хочу привести пример. Каждое Рождество у нас проходит проект «Рождественский вертеп на песке». И уже пятый год подряд билеты заканчиваются за две недели до концерта, мы ставим дополнительный — и на него заканчиваются. Могут закончиться билеты и на крупные концерты в рамках абонементов. Да, если бы мы только продавали билеты на разовый концерт, к примеру, Дениса Мацуева, и он бы не входил в абонемент, вероятно, выручка была бы больше. Но невозможно мыслить так узко.
Кстати, ситуация, когда билетов нет, а публика есть, неправильная. В этом есть некий недочет. Есть у нас очень известный в филармонической среде человек — Андрей Чувашов, сейчас он директор Тюменской филармонии, до этого — омской. Он сказал мне: «Если у вас аншлаги, значит, у вас сильно дешевые билеты». Не знаю, так ли, но что-то в этом есть: либо в самом деле билеты дешевы, либо мы поставили концерт не в тот зал, либо надо поставить два или три таких концерта. Например, есть абонемент «Сказки с оркестром», на некоторые концерты уже за три недели заканчивались билеты и мы ставили второй такой же концерт.
Ищите эксклюзив
— Есть у вас еще какие-то секреты — как можно сэкономить слушателям?
— Например, можно сходить на концерт Дениса Мацуева, потому что это солидно, вы его видели по телевизору. Вы покупаете самый дорогой билет за 3,5 тысячи рублей. И вот вы сходили и «поставили галочку», что приобщаетесь к культуре.
Но если вы в курсе того, что происходит в городе в культурной среде, можно потратить меньше, а получить — больше. Например, редкий концерт Месса си-минор. Может быть, никогда ее больше в Томске не будет. И вот вы за 300 рублей купите билет, чтобы послушать действительно эксклюзивный концерт. А знаменитый пианист приедет сюда и на будущий год.
Потом увидели афишу: кантата Сергея Танеева «Иоанн Дамаскин», кантата Сергея Рахманинова «Весна» — где еще вживую это услышать? Это эксклюзив. Купите билет за 700 рублей. Итого 1 тысяча руб. Сходили на летние вечера в органном зале с флаером со скидкой: Бах, музыка для органа, посвященная морю. Потратили еще 200 рублей. В итоге посетили три прекрасных концерта за 1 200 рублей. Это не значит, что не нужно ходить на дорогие концерты — надо.
Но если вы хотите сэкономить на культуре и при этом остаться культурным человеком, то нужно быть в курсе того, что происходит. Тогда можно воспользоваться акциями и абонементами. А ведь есть много эксклюзивных мероприятий, которые не требуют больших ресурсов, но при этом дают причастность к великому.
— А что касается экономии времени… У вас насколько развита интернет-продажа билетов? Какая доля продается онлайн, а какая в обычных кассах?
— Сейчас все или большинство учреждений культуры позволяют приобретать билеты, не вставая с дивана. У нас более половины билетов продаются онлайн. Конечно, все сильно зависит от конкретного концерта: если он адресован более старшим слушателям, то это покупка в кассе, если более молодому поколению, то через интернет.
— Кстати, о молодежи. Охотно молодые люди ходят на мероприятия академической направленности?
— Главный потребитель филармонической продукции — люди возраста 35 +. Они экономически активны, имеют уже устоявшуюся систему культурных ценностей, понимают, чего хотят от жизни. А молодежь часто мало что понимает. Убедить молодежь посетить филармонический концерт — задача непростая, но тем не менее тенденция к омоложению аудитории существует.
И в рамках абонементов, и в сезоне есть мероприятия, адресованные молодежи, есть и для самых маленьких. Вся наша система построена так, что охвачены все сегменты. Есть даже абонемент «Музыка в ползунках» — для детей 2-3 лет.
— Можно сказать, что сейчас вы более активно привлекаете молодых людей?
— Трудно сказать. В советское время была система абонементов, когда школьники и студенты ходили в обязательном порядке на концерты. Так это их и формировало как культурных людей! Сейчас мы много абонементов распространяем по музыкальным школам, а вот по обычным — немного. Тем не менее филармония в школах представлена.
В год мы своими силами делаем 499 концертов, на эти концерты ходят 70 тысяч человек. Из 499 концертов примерно 300 выездные, которые мы проводим в школах, садах, домах отдыха, в тюрьмах. Сейчас мы уже думаем: хорошо бы, чтобы школы ездили к нам, а не мы в школы. Ведь каждый человек хотя бы раз в жизни должен послушать орган, побывать в филармонии.
Но до сих пор среди томичей есть люди, которые не знают, что у нас есть свой симфонический оркестр, а ведь в нем впервые в истории так много музыкантов — 80! Так что могу сказать: экономьте на культуре — ходите на концерты, в театры, на выставки чаще!