В Томске обсудили вопросы организации информационных кампаний по повышению финансовой грамотности

В Томске обсудили вопросы организации информационных кампаний по повышению финансовой грамотности

15-16 октября в Томске прошел межрегиональный семинар «Информационные кампании по повышению финансовой грамотности населения: международный опыт и региональная специфика». Он стал очередным значимым мероприятием областной программы повышения финансовой грамотности населения Томской области, реализуемой в рамках национальной программы повышения финансовой грамотности граждан России. 
В работе семинара приняли участие известные телеведущие Эвелина Закамская и Алексей Бобровский, креативный директор канала «Россия 24» Павел Борейко, иностранные и российские эксперты в области финансовой грамотности.
Делиться идеями и опытом приезжали представители из других регионов и городов России — Калининграда, Алтайского края, Волгограда, Архангельска, Ставрополя, Новосибирска.
Для успешной и эффективной реализации национальной программы повышения финансовой грамотности граждан важно привлечь внимание населения к данной проблеме и предоставить возможность получить бесплатный доступ к образовательным, информационным материалам по управлению личными финансами и защите прав потребителей на рынке финансовых услуг. Информирование населения о программе — ключевая задача проекта, ведь если человек не знает, какие у него возможности и права, он не понимает, когда его права нарушены и не знает, как защитить себя на рынке финансовых услуг.
По словам заместителя губернатора — начальника Департамента финансов Томской области Александра Феденева, в результате работы семинара у всех участников должно сложиться единое понимание целей и задач информационной кампании проекта, должны быть сформулированы единые принципы реализации информационных кампаний на региональных уровнях, а обмен опытом позволит учиться на ошибках и перенимать удачные решения своих коллег. 

Почему именно Томск был выбран в качестве площадки для проведения семинара, объяснила Елена Ильина, консультант Департамента международных финансовых отношений Министерства финансов Российской Федерации: Томская область является флагманом именно в части информационной кампании и продвигает эту тему в рамках проекта активнее других регионов, задействованных в федеральном проекте. 
В ходе работы семинара были озвучены интересные данные всероссийского опроса, проведенного в рамках проекта повышения финансовой грамотности. Согласно ему, каждый 10-й гражданин России, подписывающий договор с финансовыми организациями, не читает его, полагаясь на слова сотрудников, продающих финансовые услуги. А каждый 5-й хотя и читает, но подписывает его даже в случае, когда что-то не устраивает или что-то непонятно. 

Да и сама стратегия поведения и защиты своих прав и интересов у граждан оказалась, по данным исследования, весьма пассивной. Например, 65 % приобретающих некачественную, по их мнению, финансовую услугу ничего не предпринимают после обнаружения проблемы. А больше всего нареканий со стороны граждан вызывают потребительские кредиты — ими недовольны 53 % из всех неудовлетворенных качеством финансовых услуг. Лишь каждый 5-й россиянин верит в возможность справедливого урегулирования споров с финансовыми организациями.

Для чего нужна финансовая грамотность, пояснила Анна Зеленцова, стратегический координатор проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ» Министерства финансов РФ. Она отметила, что финансовая грамотность должна быть обязательно связана с финансовым благополучием. «В мировой практике уже выработаны критерии финансового благополучия — они выступают как финансовая конечная цель, для этого и нужна финансовая грамотность. Россия сегодня активно интегрирована в международные процессы, все больше национальных программ и проектов движутся в сторону интерактивного взаимодействия с населением, мы перенимаем опыт других стран и делимся собственным», — сказала Анна Зеленцова. 

Приглашенный на семинар международный эксперт, руководитель консалтинговой компании «Futuredu» Марчин Полак отметил, что нужно постоянно мотивировать людей говорить о личных финансах. А без информационных кампаний программы повышения финансовой грамотности работать не будут.

«То, что вы уже внедряете в Томске, — отметил Марчин Полак, — на мой взгляд, показывает хорошие результаты. Своими ресурсами — журналом и сайтом — вы даете людям возможность выяснить гораздо больше разных моментов, чем если бы они обращались за советом к консультантам, так как у консультанта для общения время ограничено».

«Нельзя забывать и про роль защиты прав потребителей, — отметила Анна Зеленцова. — Какими бы финансово грамотными люди ни были, очень важна и позиция регулятора. Например, в Великобритании идет целенаправленная работа по регулированию работы микрофинансового рынка — тех самых ростовщиков, займов до зарплат. В Австралии принят закон об ответственном кредитовании. К сожалению, всегда будет существовать информационная асимметрия между человеком-потребителем и финансовой организацией с ее юристами и специалистами. И задача регулятора, государства — сгладить эту асимметрию, защитив людей через защиту прав потребителей».

.