В последние годы в нашей стране появился новый вид кредитных учреждений — микрофинансовые организации, которые получили широкое признание среди населения за достаточно легкую возможность получения небольших потребительских кредитов. Но, как это часто бывает, новое — это забытое старое. 150 лет назад в Российской империи появились ссудо-сберегательные товарищества и кредитные кооперативы, которые открывались для облегчения финансового положения крестьянства.
Кредитное начало
После отмены крепостного права для эффективного развития сельского хозяйства необходимо было обеспечить крестьян доступным кредитом, избавив их от ростовщической кабалы. По некоторым подсчетам, сумма ежегодно уплачиваемых народом процентов в пользу ростовщиков достигала громадной цифры — 200 миллионов рублей в год.
Возникает мысль о развитии кредитной кооперации. В 1865 г. С. Ф. Лугининым было учреждено первое в России ссудо-сберегательное товарищество в с. Дороватово Костромской губернии. Принципы работы «Рождественского ссудного товарищества» (так оно называлось) были заимствованы в Германии. Основными из них были добровольность объединения, круговая ответственность по долгам товарищества, паевые взносы членов в уставной капитал, управление товариществом коллегиальными органами, избираемыми общим собранием, равенство всех членов товарищества на общих собраниях.
В 1869 г. Комитет министров Российской империи предоставляет право министру финансов по согласованию с министром внутренних дел разрешать кредитные кооперативы, если их уставы основаны на уставах Рождественского товарищества и Феллинской кассы. Это постановление можно считать первым законодательным актом о кредитной кооперации в России.
После выхода этого документа за организацию кредитных кооперативов взялись многие земства и число ссудо-сберегательных товариществ стало достаточно быстро расти. С 1865 по 1877 г. было открыто 820 товариществ, в 1883 г. их насчитывалось уже 1106. После этого рост ссудо-сберегательных организаций замедляется и даже идет на убыль. В 1895 г. действовало только 729 товариществ.
Но 1 июня 1895 г. российское правительство принимает «Положение об учреждениях мелкого кредита». Под учреждениями мелкого кредита в первую очередь подразумевались кредитные кооперативы. Новый закон кроме ссудо-сберегательных товариществ предоставлял права гражданства в России новому типу учреждений кредитной кооперации — кредитным товариществам. Этот же закон предусматривал для осуществления контроля за деятельностью кредитных кооперативов введение должности инспекторов кредитных товариществ.
Государственный банк принимал активное участие в создании кредитных товариществ, предоставляя им ссуды для образования основного капитала. В период с 1898 по 1904 г. при содействии Государственного банка было образовано 227 кредитных товариществ и лишь 18 — без его участия. Тем не менее, несмотря на все усилия энтузиастов кооперативного движения, результаты в цифровом выражении были весьма скромными. Из 1589 разрешенных к 1900 г. кредитных кооперативов (большинство из которых составляли ссудо-сберегательные товарищества) 697 были ликвидированы, 207 так и не начали своей деятельности, а часть была преобразована в общества взаимного кредита. Согласно официальным данным, деятельность только 29% кредитных кооперативов можно было признать нормальной, 33% находились в затруднительном положении, а 38% — на грани закрытия.
Государственное управление
В 1904 г. в структуре Государственного банка было создано специальное подразделение по развитию кредитной кооперации — Управление по делам мелкого кредита. По мнению руководителей управления, «организация мелкого кредита должна быть делом частной инициативы, но в то же время мелкие кредитные учреждения едва ли получат должное развитие без прямой правительственной поддержки их как материальной, денежной, так и моральной, технической, теми средствами и силами, которые правительство может привлечь к этому делу… В соответствии с этими целями деятельность нового ведомства — Управления по делам мелкого кредита — должна была выразиться как в регламентации кредитного дела, так и в мероприятиях организационного характера, по созданию технического персонала на местах, пропаганде идей мелкого кредита и по финансированию кредитных учреждений».
Началу действий товарищества предшествовало общее собрание учредителей для выбора состава правления, приема новых членов и решения организационных вопросов. Прежде чем созывать собрание, учредители должны были получить разрешение на это от губернского отделения Госбанка. Желающий вступить в товарищество должен был написать заявление, которое затем рассматривалось членами правления и совета для выяснения имущественных и нравственных качеств кандидата. Несмотря на предписания устава о том, что членами товарищества могли стать лица различного имущественного положения, на практике в кооперативы принимались прежде всего состоятельные крестьяне.
Главным органом товарищества являлось общее собрание членов. К его ведению относилось избрание членов правления и совета, установление общих правил для проведения операций товарищества, рассмотрение и утверждение годовых отчетов, назначение ссуд по вкладам, рассмотрение жалоб на членов правления и совета. Общие собрания были очередными и чрезвычайными: первые проходили ежегодно (не позже марта) для рассмотрения отчетов за минувший год, вторые созывались для решения актуальных вопросов или по требованию 1/10 части членов товарищества. Если число товарищей превышало 500 человек, то общее собрание обязательно заменялось собранием уполномоченных. Никто из товарищей не мог без уважительных причин отказаться от избрания в уполномоченные. Число уполномоченных определялось товариществом.
Совет товарищества осуществлял функции контроля за соблюдением устава и исполнением решений общего собрания, утверждал общие правила ведения делопроизводства, счетоводства и отчетности, давал заключения об отчетах правления и разбирал жалобы на его действия. Правление занималось повседневной хозяйственной деятельностью кредитного кооператива, распределяло обязанности между членами. В его ведении находилась выплата жалования должностным лицам организации, а также распоряжение капиталами общества. В состав правления и совета не могли входить лица, состоявшие между собой в близком родстве. Ответственность за некомпетентную деятельность правления распространялась на все имущество товарищества. За убытки, понесенные правлением вследствие его неграмотных действий и упущений, члены организации отвечали всем своим имуществом.
Большие требования предъявлялись к учредителям кредитных товариществ. Однако образованных людей, которые соответствовали бы этой должности еще и по нравственным качествам — ответственности, «нестяжанию», на селе было не так уж и много.
Бюрократическая инспекция
Следует отметить значительную роль, которую играли инспекторы мелкого кредита, имевшиеся в каждом провинциальном учреждении Государственного банка и работавшие в самом тесном контакте с их руководителями. Инспекторы имели доступ ко всем книгам, счетам и другим делопроизводственным документам товариществ, могли присутствовать на заседаниях ревизионных комиссий, общих собраниях, советах правлений и т. д.
Наблюдая за работой товариществ, инспекторы, главным образом, должны были убедиться в законности их деятельности, в ее согласованности с нормальным уставом, распоряжениями Министерства финансов и Государственного банка, установленными операционными правилами, следили за достаточной обеспеченностью открытых кредитов и выданных ссуд. Они имели право в любое время произвести ревизию наличных сумм, ценностей и другого движимого имущества товарищества (не менее одного раза в год), обязательно оставляя отметки об этом в «Книгах ревизионных замечаний и разъяснений», которые имелись в каждом кооперативе.
В обязанности инспекторов входило содействие открытию кредитных кооперативов в районе того отделения Госбанка, в котором они служили. С этой целью инспекторы объезжали свой район, разъясняя крестьянам задачи и принципы деятельности кредитных кооперативов. При обнаружении нарушений в кредитных учреждениях, подведомственных земскому начальнику и земской управе, инспектор не мог сам отстранять должностных лиц — в таком случае он сообщал о необходимости принятия этой меры начальникам и управам. В случае несогласия с инспектором сообщение шло на рассмотрение в губернский Комитет по делам мелкого кредита. Инспектор каждый год посылал сводный отчет о прибыли и расходах кредитных и ссудо-сберегательных товариществ в канцелярию губернатора и Комитет по делам мелкого кредита. При этом особо оговаривалось, что инспектор не имеет права вмешиваться в производственную деятельность товарищества.
В 1913 г. число кредитных и ссудо-сберегательных товариществ составило 7 964 и 3 062 соответственно, в 1914 г. — 9 552 и 3 528, в 1915 г. — 10 696 и 3 890, в 1916 г. — 11 398 и 4 038. Число членов товариществ превысило 10 млн. Каковы были сравнительные успехи развития кредитной кооперации в России, можно судить по тому, что по числу товариществ она занимала второе место среди других государств, а по количеству кооперированных членов — первое место в мире.
Оборотные средства кредитной кооперации составляли 782,8 миллиона рублей, из которых на кредитные товарищества приходилось 451,8 миллиона и на ссудо-сберегательные — 331 миллион. Среднее число участников одного кредитного товарищества составляло 680 человек, ссудо-сберегательного — 550. Капиталы в кредитных товариществах составляли 11,7% оборотных средств, а в ссудо-сберегательных — 23,1%, вклады — 48,5% и 67%, займы — 26,3% и 9,9% соответственно.
Что касается финансовой поддержки учреждений мелкого кредита со стороны государства, то уже к 1 мая 1914 г. она достигла огромной цифры: 45,43 миллиона рублей было направлено в основной капитал, 213,42 миллиона рублей — на краткосрочное кредитование, всего — 258,85 миллиона рублей. В 1916 г. средства, заимствованные из государственных и земских источников, составляли 17,3% пассива. 69% оборотных средств кредитных товариществ или 312 миллионов рублей были выданы в качестве ссуд. У ссудо-сберегательных товариществ соответствующая сумма выданных ссуд составляла 78% актива (256 миллионов рублей).
Развитие мелкого кредита поставило в повестку дня необходимость объединения для защиты своих интересов. Возникновение союзов кредитных кооперативов встретило достаточно сильное противодействие со стороны правительства. До 1915 г. в России действовало всего 11 союзов. Лишь в годы Первой мировой войны возникновение кооперативных объединений пошло более быстрыми темпами. На 1 января 1916 г. действовали уже 24 союза, объединившие 1 180 товариществ. Все эти союзы имели 1,2 миллиона рублей основного и 632 тысячи рублей специального капиталов. Вкладов в них было на 7,8 миллиона рублей и займов — на 1,22 миллиона рублей. В ссудные операции союзами было вложено 6,32 миллиона рублей.
Кредитная кооперация успешно развивалась и продолжала работать вплоть до 1917 г. К сожалению, после Февральской революции управление по делам мелкого кредита было упразднено как чуждое делу кооперации бюрократическое учреждение, а после Октябрьской революции как самостоятельная ветвь была упразднена и вся кредитная кооперация, которая была влита в потребительскую кооперацию.