Инвестор биржу бросил

Пермяк Эдуард Матвеев признается, что пишет книжки с 5 лет, но профессиональным писателем стал только год назад. Профессиональным в том самом, пушкинском смысле, когда «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Продукты творчества — книги, тренинги — теперь главный источник дохода Матвеева.

Впрочем, 20 лет стажа в управлении своими и чужими финансами не прошли — в прямом смысле — даром. Матвеев признается, что без удачных инвестиций, которые формируют его финансовую подушку безопасности, он вряд ли бы решился так радикально поменять свою жизнь.

Матвеев.jpg— Это было тяжелое лично для меня решение. Люди ждали от меня новые книги, а у меня физически не хватало времени, и на каком-то этапе я понял, что творчество, общение с детьми и родителями на финансовых тренингах приносит мне больше удовольствия, а иногда и сравнимое количество денег, чем деятельность финансового советника, специалиста по инвестициям.

Я всегда был высокооплачиваемым, но все-таки наемным работником, а теперь я по факту индивидуальный предприниматель. Это прекрасное и новое для меня ощущение свободы, хотя меньше работать я не стал. Наоборот. Мне кажется, я работаю с утра до вечера, тогда как будучи управляющим инвестиционной компании, после 18.00 я занимался, чем хотел.

По старой привычке финансиста Эдуард встает рано, в половине седьмого утра и обычно успевает до завтрака прирастить свой социальный капитал — так теперь называют собственное SMM-продвижение в ФБ, ВК, Инстаграм и прочем.

Трое детей Эдуарда и необходимость объяснять им простые истины про деньги, экономию, бережливость и инвестиции привели заботливого отца к написанию детских книг. «Лесная биржа» вышла в свет в 2011 году и сразу стала заметным явлением в детской литературе. После еще советской книги «Незнайка на Луне» Носова, где о «буржуазной экономике» говорилось в скептическом ключе, это была первая и безусловно удачная попытка занимательно, с сюжетом и интригой рассказать детям о рыночных реалиях.

К выходу, кстати, готовится «Лесная биржа-2. Атака Воронов», навеянная, безусловно, последним финансовым кризисом.

— Деньги будут существовать всегда, — говорит Эдуард, выруливая на своем «Инфинити» из закрытого поселка таунхаусов в сосновом бору на изгибе широкой Камы. — Это коммунисты обещали отливать из золота унитазы, уничтожив деньги. Получилось у них? Частная собственность была, есть и будет двигателем экономики. Человеческая природа — это природа собственника, начиная фактически с рождения, а деньги — важный посредник в обмене собственностью, трудом. Поэтому в 5-6 лет у детей обычно возникают вопросы про деньги, на которые надо правильно отвечать. Откуда берутся деньги? Чем папа и мама занимаются на работе и почему за это платят деньги?

Годам к 9-10 дети готовы узнать структуру доходов и расходов семьи, познакомиться с ценами в разных магазинах, понять, как можно сэкономить или даже скопить. Другое дело, что в более младшем возрасте детям трудно долго ждать, поэтому финансовая цель должна быть достижимой, пусть даже с помощью родителей, а срок накопления — оптимальным для каждого возраста. Но в среднем — от нескольких месяцев до года.
  
— Многие говорят, что когда дети узнают о деньгах, у них кончается детство. Деда Мороза нет, подарки покупают папа и мама. Может, не надо торопиться с денежными разговорами? — спрашиваю.

Эдуард едет по мосту через километровую Каму в центр Перми. Почти миллионная столица Предуралья, культурная родина реальных пацанов и географов, пропивших глобус, «встает со славою навстречу дня», общеобразовательной школе и детскому саду.

— Это все те же разговоры про столовый нож, который может стать орудием убийства, — отвечает старший Матвеев. Младшие Матвеевы 15 и 11 лет сидят на заднем сидении и слушают. — Что же теперь не учить детей им пользоваться? Истина, как всегда, где-то посередине. Кому-нибудь пригодился в жизни курс школьной химии? Хотя сама химия пригождается нам на каждом шагу. То же самое с деньгами. Важно, что, кому и, самое главное, КАК рассказывать. Я с некоторым опасением жду введения в школьную программу курса финансовой грамотности. Если это будет еще одна нудная учебная нагрузка с отметками, домашними заданиями и криком на уроках — ничего хорошего не получится. Важно, рассказывая детям про деньги, четко отделять добро от зла, которое они могут принести.

Инструкция

Как сделать так, чтобы дети научились правильно обращаться с деньгами?
5 правил Эдуарда Матвеева
1. Бесполезно учить детей бережливости, если родители — транжиры. Скупость родителей тоже часто не доводит до добра: дети или спускают все нажитое, или становятся Плюшкиными. Поэтому посмотрите на собственную финансовую стратегию со стороны. Насколько она эффективна. Помните, для детей лучший образец для подражания — родители. Меняйтесь сами в лучшую сторону, и вместе с вами будут меняться дети.

2. Создайте детям постоянный источник дохода лет с 6-7. Пусть это будут небольшие деньги на карманные расходы, но ребенок должен точно знать, когда и какую сумму он получит. Двойка в школе или прогулянное занятие в спортивной секции не являются основанием для снижения суммы карманных расходов. Лет с 9 дети начнут спрашивать про возможность заработать. Дайте им такую возможность, но платить за хорошие отметки или за обычную работу по дому — не очень хороший вариант. Пусть это будет необязательная работа — вроде разбора хлама в гараже.

3. Давайте детям практические знания. Пусть дети видят, как получаемые знания или игра помогут им увеличить собственное благосостояние.

4. Излагайте свои мысли доступно, лучше в виде игры или истории с увлекательным сюжетом. Попробуйте на примерах. У меня в «Лесной бирже» многое стало понятным через желуди.

5. Разговаривайте про финансовые вопросы вместе. Никогда не давайте детям пособия и учебники со словами «Прочитай, тут все написано!» Сотрудничество — важный способ передачи поколенческого опыта. Во время тренинга «Лесная биржа: 7 секретов денег» я показываю детям 100 000-рублевую купюру образца 1995 года. Они искренне уверены, что это фальшивка, что такого не может быть. Но это, в том числе, помогает им понять причины и следствия гиперинфляции.

.