Пермяк Эдуард Матвеев признается, что пишет книжки с 5 лет, но профессиональным писателем стал только год назад. Профессиональным в том самом, пушкинском смысле, когда «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Продукты творчества — книги, тренинги — теперь главный источник дохода Матвеева.
Впрочем, 20 лет стажа в управлении своими и чужими финансами не прошли — в прямом смысле — даром. Матвеев признается, что без удачных инвестиций, которые формируют его финансовую подушку безопасности, он вряд ли бы решился так радикально поменять свою жизнь.
— Это было тяжелое лично для меня решение. Люди ждали от меня новые книги, а у меня физически не хватало времени, и на каком-то этапе я понял, что творчество, общение с детьми и родителями на финансовых тренингах приносит мне больше удовольствия, а иногда и сравнимое количество денег, чем деятельность финансового советника, специалиста по инвестициям.
Я всегда был высокооплачиваемым, но все-таки наемным работником, а теперь я по факту индивидуальный предприниматель. Это прекрасное и новое для меня ощущение свободы, хотя меньше работать я не стал. Наоборот. Мне кажется, я работаю с утра до вечера, тогда как будучи управляющим инвестиционной компании, после 18.00 я занимался, чем хотел.
По старой привычке финансиста Эдуард встает рано, в половине седьмого утра и обычно успевает до завтрака прирастить свой социальный капитал — так теперь называют собственное SMM-продвижение в ФБ, ВК, Инстаграм и прочем.
Трое детей Эдуарда и необходимость объяснять им простые истины про деньги, экономию, бережливость и инвестиции привели заботливого отца к написанию детских книг. «Лесная биржа» вышла в свет в 2011 году и сразу стала заметным явлением в детской литературе. После еще советской книги «Незнайка на Луне» Носова, где о «буржуазной экономике» говорилось в скептическом ключе, это была первая и безусловно удачная попытка занимательно, с сюжетом и интригой рассказать детям о рыночных реалиях.
К выходу, кстати, готовится «Лесная биржа-2. Атака Воронов», навеянная, безусловно, последним финансовым кризисом.
— Деньги будут существовать всегда, — говорит Эдуард, выруливая на своем «Инфинити» из закрытого поселка таунхаусов в сосновом бору на изгибе широкой Камы. — Это коммунисты обещали отливать из золота унитазы, уничтожив деньги. Получилось у них? Частная собственность была, есть и будет двигателем экономики. Человеческая природа — это природа собственника, начиная фактически с рождения, а деньги — важный посредник в обмене собственностью, трудом. Поэтому в 5-6 лет у детей обычно возникают вопросы про деньги, на которые надо правильно отвечать. Откуда берутся деньги? Чем папа и мама занимаются на работе и почему за это платят деньги?
Годам к 9-10 дети готовы узнать структуру доходов и расходов семьи, познакомиться с ценами в разных магазинах, понять, как можно сэкономить или даже скопить. Другое дело, что в более младшем возрасте детям трудно долго ждать, поэтому финансовая цель должна быть достижимой, пусть даже с помощью родителей, а срок накопления — оптимальным для каждого возраста. Но в среднем — от нескольких месяцев до года.
— Многие говорят, что когда дети узнают о деньгах, у них кончается детство. Деда Мороза нет, подарки покупают папа и мама. Может, не надо торопиться с денежными разговорами? — спрашиваю.
Эдуард едет по мосту через километровую Каму в центр Перми. Почти миллионная столица Предуралья, культурная родина реальных пацанов и географов, пропивших глобус, «встает со славою навстречу дня», общеобразовательной школе и детскому саду.
— Это все те же разговоры про столовый нож, который может стать орудием убийства, — отвечает старший Матвеев. Младшие Матвеевы 15 и 11 лет сидят на заднем сидении и слушают. — Что же теперь не учить детей им пользоваться? Истина, как всегда, где-то посередине. Кому-нибудь пригодился в жизни курс школьной химии? Хотя сама химия пригождается нам на каждом шагу. То же самое с деньгами. Важно, что, кому и, самое главное, КАК рассказывать. Я с некоторым опасением жду введения в школьную программу курса финансовой грамотности. Если это будет еще одна нудная учебная нагрузка с отметками, домашними заданиями и криком на уроках — ничего хорошего не получится. Важно, рассказывая детям про деньги, четко отделять добро от зла, которое они могут принести.
Инструкция
Как сделать так, чтобы дети научились правильно обращаться с деньгами?
5 правил Эдуарда Матвеева
1. Бесполезно учить детей бережливости, если родители — транжиры. Скупость родителей тоже часто не доводит до добра: дети или спускают все нажитое, или становятся Плюшкиными. Поэтому посмотрите на собственную финансовую стратегию со стороны. Насколько она эффективна. Помните, для детей лучший образец для подражания — родители. Меняйтесь сами в лучшую сторону, и вместе с вами будут меняться дети.2. Создайте детям постоянный источник дохода лет с 6-7. Пусть это будут небольшие деньги на карманные расходы, но ребенок должен точно знать, когда и какую сумму он получит. Двойка в школе или прогулянное занятие в спортивной секции не являются основанием для снижения суммы карманных расходов. Лет с 9 дети начнут спрашивать про возможность заработать. Дайте им такую возможность, но платить за хорошие отметки или за обычную работу по дому — не очень хороший вариант. Пусть это будет необязательная работа — вроде разбора хлама в гараже.
3. Давайте детям практические знания. Пусть дети видят, как получаемые знания или игра помогут им увеличить собственное благосостояние.
4. Излагайте свои мысли доступно, лучше в виде игры или истории с увлекательным сюжетом. Попробуйте на примерах. У меня в «Лесной бирже» многое стало понятным через желуди.
5. Разговаривайте про финансовые вопросы вместе. Никогда не давайте детям пособия и учебники со словами «Прочитай, тут все написано!» Сотрудничество — важный способ передачи поколенческого опыта. Во время тренинга «Лесная биржа: 7 секретов денег» я показываю детям 100 000-рублевую купюру образца 1995 года. Они искренне уверены, что это фальшивка, что такого не может быть. Но это, в том числе, помогает им понять причины и следствия гиперинфляции.