В этом году сезон распродаж открыл китайский День холостяка. 11 ноября общий объем продаж в нашей стране составил 17 млрд долларов. А ведь это только начало марафона. За ним последовала Черная пятница, затем киберпонедельник, а в завершение грядут традиционные рождественские распродажи. Что это? Тщательно спланированная ловушка или реальная возможность сэкономить?
На фоне оборотов в Европе аппетиты наших соотечественников выглядят весьма скромно. Согласно опросу Национальной федерации ритейлеров (NRF) США, в ноябре-декабре американцы потратят на рождественские и новогодние подарки около 630,5 миллиарда долларов. Сколько оставят в магазинах россияне, сложно сказать. Росстат утверждает, что во втором квартале этого года треть россиян ожидала еще большего ухудшения экономической ситуации. Примерно столько же негативно оценивали перспективы личного материального положения. Нестабильность научила россиян экономить. С другой стороны, декабрь всегда «работает на повышение». Люди получают премии и бонусы, им выплачивают 13-е зарплаты.
Пройти нельзя купить
Насколько честными будут цены во время распродажи, зависит в первую очередь от продавца. «Яндекс.Маркет» замерил, как изменились цены на товары в 10 крупных магазинах, участвовавших в Черной пятнице. Скидки затронули только 9 % ассортимента. В большинстве случаев это неходовой товар. Напротив, 18 % ассортимента в день распродаж подорожало. Повышение цены было именно на популярные модели. В то же время организаторы распродаж стремятся отслеживать нерадивых участников. К примеру, эксперты сервиса поиска товаров и цен Price.ru заранее проверили предложения магазинов на предмет честности.
За два дня до распродажи Price.ru зафиксировал цены на товары и удалил с площадки магазины, которые завысили стоимость акционных товаров. Есть мнение, что перед Новым годом и Рождеством магазины не заинтересованы снижать цены. Покупатели в любом случае придут за подарками для своих близких. Поэтому основная цель магазинов в это время — заманить к себе покупателей. Некоторые магазины используют разные уловки.
К ним относятся объявления в духе «Все вещи от 100 рублей». Цена указана большими цифрами, а уточнение «от» — мелким шрифтом. На стойке в итоге может совсем не оказаться вещей именно за сто рублей. Формально продавец не обманывает — «от 100» может означать любую сумму выше указанной.
Широко известен прием, когда стоимость товара произвольно завышается. Новая, высокая цена зачеркивается, а на ценнике остается первоначальная сумма. Покупатель радуется выгоде, а продавец — активным продажам. Если возникли подозрения, не постесняйтесь внимательнее изучить ценник. Бывает, что через него можно рассмотреть прежний и проверить реальность акции.
Другой распространенной манипуляцией с ценой являются нечетные ценники. Согласно исследованиям, приблизительно 60 % цен в рекламе заканчиваются на цифру 9, а 30 % — на цифру 5. Это работает. Покупатель видит меньшую сумму и верит в выгодность предложения.
Интересно отметить, что популярность акций среди потребителей увеличилась именно на фоне кризиса. Как сообщает социологическая компания Nielsen, за первую половину 2016 г. 50 % товаров повседневного спроса было приобретено по акциям. В то же время больше 40 % покупателей купили в рамках акций те товары, которыми изначально даже не интересовались.
Важно
Объявления о том, что товары, купленные на распродаже, не подлежат обмену и возврату, — обман. На вещи, купленные на распродаже, распространяются общие нормы закона.
Распродажи стартуют с середины декабря. Но самые выгодные скидки в размере 70 % появятся лишь на второй неделе января.
Почему люди реагируют на скидки?
«Важно понимать, какая потребность мною движет, когда я реагирую на скидки, — рассказывает о причинах психолог Наталья Старова. — Может быть три варианта. Во-первых, я могу действительно нуждаться в каком-то товаре. Тогда я жду нормального снижения цен. Потому что знаю: цены изначально завышены и когда-то будут снижены. Поэтому просто дожидаюсь и иду покупать то, что мне нужно. Это нормальный учет условий рынка.
Но мной может двигать совершенно другая вещь. Я могу хотеть приобщиться к элитной части населения. То есть хочу купить дорогую вещь и ходить в брендовой одежде, не имея на это денег. В таком случае я мотивирована совершенно другими вещами. Тогда вот эта скидка меня хватает, цепляет и мной управляет. Как раз в таком случае могу делать совершенно спонтанные покупки. По сути я иду за престижем, за желанием принадлежать к той части общества, которой не являюсь.
Третья причина — это стандартная потребность в бонусах, в выгоде. Продавцы на эту потребность очень хорошо работают. На нее рассчитаны такие маркетинговые ходы, как «успейте до вот этого дня и вы получите все даром» или «во время такого ужасного кризиса мы такие прекрасные цены держим».
Точка отсчета не столько в скидке, сколько в потребностях человека. Поэтому способ управления этими вещами — это четкое понимание того, что мне надо».
Интернет-технологии помогут вам стать более сознательным покупателем. Перед походом в магазин полезно прицениться к аналогичным товарам в интернете.
Впрочем, сделать это можно, буквально не отходя от стойки с товарами, — с помощью своего смартфона. В стране насчитывается около 50 млн действующих смартфонов, но их владельцы не всегда вспоминают об их возможностях.
Якорь для покупателя
Хорошая новость в том, что честные распродажи — тоже не редкость. В условиях высокой конкуренции и большого количества аналогичных предложений практически на всех рынках очень важно завоевать доверие и лояльность клиентов. Поэтому компании сознательно идут на определенные издержки, предлагая честные скидки.
«Сезонные распродажи — это период усиления покупательской активности и увеличения рекламы со стороны конкурентов, — рассказывает Гузаль Фатахова, руководитель отдела продаж одного из томских ритейлеров. — Компании сознательно идут на определенные издержки. Например, в рекламе торговых сетей и супермаркетов часто можно увидеть предложения по специальным ценам. Это так называемые якорные товары. Иногда цены на эти позиции устанавливаются на уровне закупочных или ниже. Делается это для того, чтобы привлечь покупателя в магазин. Продавец с таких товаров ничего не зарабатывает, но подобные издержки компенсируются тем, что вы покупаете «вдогонку».
Отдельно можно отметить распродажи товаров сезонного спроса. Во время спада сезона уже невыгодно просто держать товар на складе. Продавец действительно снижает цену, чтобы стимулировать продажи, высвобождая оборотные средства для закупки нового ассортимента.
В любом случае, совершая покупки, будьте внимательны. Обращайте внимание на опорные моменты: срок годности, известность бренда, внешний вид товара и прочее. Если сомнений не возникает, а цена привлекает — можно смело покупать.
Советы
Как сходить на распродажу без потерь
советует психолог Наталья Старова
1. Когда собираетесь идти на распродажу, возьмите с собой ограниченную сумму денег.2. Накануне акции посмотрите свой базовый гардероб. Определите, чего не хватает. Тогда можно идти за конкретными вещами — в определенной цветовой гамме или в стиле.
3. Не совершайте покупку непосредственно в момент, когда что-то понравилось. Дайте себе возможность отойти и вернуться. Особенно если знаете за собой особенность совершать спонтанные покупки. Обычно когда приходишь примерить на второй день, сразу видишь недостатки вещи.