Недавно спецпредставитель российского президента по цифровому и технологическому развитию Дмитрий Песков заявил, что в России пока нельзя легализовать эмиссию и обращение криптовалюты — велик риск получить финансовую пирамиду. Тем не менее, во многих городах действуют так называемые майнинг-отели. Есть такой и в Северске. Наш корреспондент поговорил с владельцем отеля о его бизнесе, а заодно и сам «прокачался» в модной нынче криптотеме.
Появление криптовалюты превратило каждого желающего легко подзаработать в майнера. Когда курс биткоина резко вырос, все побежали покупать видеокарты и блоки питания, из которых создавали криптофермы на дому. Но домашние электросети не выдерживали перегрузок и в новостях заговорили о пожарах в квартирах, где майнили биткоины. Так родилась идея майнинг-отелей — специальных мест, где владельцы могут поставить оборудование и платить только за аренду. Афишировать название своего отеля наш герой не стал, сказал — все и так узнают, о ком речь. Поэтому в материале он просто Сергей.
Словарик
Майнинг-отель — специализированная локация с мощными электросетями, промышленными кондиционерами и стабильным интернетом, где можно на правах аренды устанавливать оборудование для майнинга — добычи криптовалюты.
Как все начиналось
— Я узнал о таком явлении, как криптовалюта, в 2008 году. Тогда это была настоящая экзотика, — начал свой рассказ Сергей. — Никто не понимал, как это работает. Но было интересно, хотя немного настораживало. А в 2016 году, когда крипта стала резко популярна и о ней неслось буквально из каждого утюга, мы с товарищем решили изучить вопрос поглубже. Первым делом пошли в интернет, изучили принцип работы, прикинули срок окупаемости, возможные перспективы и приняли решение — пора запрыгивать в этот поезд!
Нам хотелось увидеть криптофермы живьем, и мы нашли их в Кемерово. Приехали к владельцу целой делегацией — посмотрели, поспрашивали, потрогали. Одну ферму он продавал, она добывала эфир (вид криптовалюты — прим. ред.), и мы с партнером решили ее купить в складчину. Обошлось это нам в 180 тысяч рублей. Так все и началось… В то время у нас был небольшой офис в Томске, на 12 квадратов, туда мы эту ферму и поставили. Она была на видеокартах, здоровая такая конструкция, и от нее было столько тепла, что отапливался весь наш офис целиком. Мы всю зиму с открытыми окнами проработали. Эфир тогда стоил 7 долларов, ферма добывала по 2 эфира в день.
Мы продолжали лопатить интернет, изучая криптотему дальше, потому что купили не с целью «поиграться», а чтобы попытаться заработать. У нас стало получаться — решили прикупить еще пару криптоферм, начали добывать еще и зикеш. Но быстро поняли: если останемся в нынешнем офисе, сваримся в этом адском пекле. К тому же когда в соседнем офисе включали чайник, свет гас во всем коридоре. А владельцы здания и вовсе недоумевали, откуда такие счета за электричество. В общем, стало понятно — надо искать другое помещение.
И тогда мы узнали, что в Северске сдают в аренду большие площади в бывших промышленных цехах. А это — то, что надо. Там есть мощное электричество и кондиционеры, да и сильный шум от оборудования никому мешать не будет. Заехали в новые помещения, еще немного приросли криптофермами, а вскоре сарафанное радио сделало свое дело — к нам начали обращаться знакомые и не очень люди с просьбой взять на постой их оборудование. Мол, дома шум стоит невероятный, проводка не держит, счета за свет просто пугают — лучше пусть стоит у вас. Так и возникла идея открыть майнинг-отель, тем более что инфраструктура была практически готова, да и мы никому не отказывали.
Как такового открытия отеля не было, ленточку никто не резал. Просто люди продолжали ставить у нас свое оборудование. В основном — друзья, товарищи, которые знали, чем мы занимаемся. Никакой рекламы мы не делали. Порой люди просто просили: давайте вы мне купите ферму, и я у вас ее поставлю. Сегодня среди наших клиентов не только томичи и северчане, но также москвичи, петербуржцы. Как оказалось, у нас поставить оборудование дешевле, чем в их городах.
На данный момент в нашем майнинг-отеле «гостит» около тысячи электронных «постояльцев». И желающих стать нашими клиентами все больше, а площадей уже не хватает. Поэтому готовим второе здание под расширение отеля. Кстати, конкуренты не дремлют и уже разобрали соседние свободные помещения под аналогичный бизнес. Год назад рядом с нами никого не было.
Технологии
Что такое «асик»?
ASIC — (от англ. application-specific integrated circuit) — интегральная схема, разработанная для выполнения специализированной задачи. Стандартный «асик» для майнинга изготавливается в виде чипа. «Асики» высокой производительности комплектуются несколькими процессорами, блоками питания и кулерами.
У нас до сих пор стоят «асики», которые майнят дашкоины и другую криптовалюту, которая работает уже в минус. Даже с нашим электричеством. Владелец просто ждет, что эта крипта вновь выстрелит на рынке и он сможет заработать. Верит в чудо.
Как в 90-е…
— Если честно, чем дальше углублялись в криптобизнес, тем больше все это напоминало лихие 90-е… «Асики» (устройства для добычи криптомонет — прим. ред.) тогда было не достать, поэтому начинали с видеокарт. Правда, когда поднялся ажиотаж, видеокарты исчезли из продажи полностью. Первые «асики», помню, покупались у парней где-то в темном лесу. Разумеется, договоров поставки и гарантийных чеков не было. Приходили люди с серьезными лицами, ты им — деньги, они тебе — коробку и разъехались.
Бешеный спрос на комплектующие для криптоферм сказался на качестве самого оборудования. Все оно китайское, и в погоне за наживой производителю было наплевать на качество продукции. Нередко 1 из 20 пришедших новых «асиков» сразу не работал, блоки питания взрывались. Однажды включаю видеокарту, а она прямо перед глазами у меня взрывается. Хорошо, отделался испугом.
До сих пор всегда проверяю провода блоков питания. Раньше если на нем указана мощность 1 000 ватт, то он и весит килограммов 7, и провод у него в палец толщиной. А когда начался ажиотаж, производители начали выпускать откровенный ширпотреб. Приходишь, смотришь — написано все то же самое, а провод тонкий. Сечение якобы 0,75 квадратных миллиметров меди, как и должно быть, а там непонятно что внутри. В итоге провод плавится. И сегодня сетевой провод должного качества не найти — его в руки берешь, а он мягкий, как скакалочка.
Цифра
1,7 млн рублей потратил владелец майнинг-отеля на оборудование для добычи криптовалюты.
В переводе на деньги
— Мы перешли с видеокарт на «асики» в 2017 году,— продолжает Сергей. — В июле я купил 6 устройств, каждое приносило мне по 2 тысячи рублей в день. За три месяца курс потихоньку рос, но росла и сложность добычи криптомонеты. В рублях доходность оставалась такой же. И вот за 5 месяцев я вернул 1,7 миллиона рублей, потраченных на «асики». То есть они окупились. А если бы я вывел крипту, к примеру, в декабре 2017-го, то было бы не 1,7 миллиона, а все 5.
При расчете цен на услуги нашего отеля мы исходили из того, что содержание оборудования у нас должно быть удобнее и экономичнее, чем дома. К примеру, 3 и больше аппаратов уже не поставить в квартире — во-первых, сильно шумно, во-вторых, для этого нужна более мощная проводка. Да и счета за электроэнергию будут пугающе большими. Тогда как в коммерческих и промышленных помещениях тариф на электричество «плавает» от 5 до 6 рублей за киловатт.
Исходя из того, что самый популярный «асик» — antminer S9 — потребляет 1 000 киловатт энергии в месяц, получается следующая математика. Если бы пользователь поставил такой аппарат дома, платил бы за свет 2,4 тысячи рублей ежемесячно. А если установил «асик» в офисе, то отдавал бы 5-6 тысяч рублей в месяц. И это только за свет, а ведь еще нужно учитывать интернет, обслуживание, вентиляцию. Мы выбрали нечто среднее по цене — от 4 до 4,5 тысячи рублей за одно машино-место в месяц. Также предусмотрены разные скидки в зависимости от количества аппаратов. Таким образом, устанавливая свои «асики» в нашем отеле, люди могут не только быть спокойны за оборудование и его работу, но и экономить.
Подробно
Как устроен майнинг-отель
По словам владельца майнинг-отеля Сергея, прежде всего нужно обеспечить бесперебойную подачу электричества, вентиляцию и стабильно работающий интернет. Также необходимо постоянно следить за устройствами, продувать от пыли, проверять, чтобы программы не «слетали» — чтобы все работало 24 часа в сутки 7 дней в неделю.
— Чтобы отель полноценно заработал, пришлось немало вложить. Особенно много пришлось возиться с электричеством — заводить сети, закупать специальное оборудование, привлекать профессиональных электриков, которые всё тут налаживали. Электричество — вообще отдельная тема. Ставить фермы дома крайне неразумно, потому что счета за свет будут просто дикие. Знаю таких, кто ставит криптофермы на дачах или в деревенских домиках, где у местных есть скидка на электричество. Но все равно получается так, что, намайнив крипты и заплатив за свет, ты почти ничего не зарабатываешь. Тем более, что с каждым месяцем нужно все больше времени и мощности на майнинг. Крипту стало труднее добывать, алгоритмы усложняются. И теперь, когда время сверхприбылей в майнинге прошло, люди начали считать каждую копейку. У нас же в отеле электричество оптовое, цена, соответственно, ниже, а прибыль постояльцев — выше.
Очень много возни было не столько с настройкой оборудования, сколько с его расположением в пространстве. У нас было 5 или 6 вариантов расстановки — все это, чтобы оборудование не сломалось. Дело в том, что «асик» — это алюминиевая труба, внутри которой много чипов, а на входе и выходе стоят вентиляторы: один засасывает воздух из помещения, а другой выбрасывает его нагретым до 80 градусов. И если все неправильно расставить, то нагретый воздух вновь будет засасываться в «асик», отчего тот станет нагреваться еще больше, в помещении станет еще жарче, а оборудование начнет «глючить» и отключаться. Методом проб и ошибок мы пришли к нынешней конфигурации. Сейчас в помещении температура, как на улице.
Был бизнес, стало два
— Мы все время думали о том, как можно использовать огромное количество тепла, которое выделяет наше оборудование. Зимой, когда за окном стояли сильные морозы, у нас в цеху было + 35. Это при том, что мы старательно отводим тепло. Наконец, пришла идея пустить тепловую энергию… в растениеводство. А точнее — в выращивание зеленого лука. Мы даже съездили к одному фермеру в Бердске, который давно этим занимается, но растит все в теплице. Пробовал выращивать там все — от клубники до шпината, но лук оказался самым неприхотливым. Да и прибыль неплохая. А у нас огромный цех — порядка 3 000 м2. И главное — очень жарко.
Мы прикинули норму прибыли, изучили технологию, построили стеллажи, купили лампы, посадили лук. Быстро сняли 2 слоя и продали. Заработали мы 6 тысяч рублей. Но занялись мы этим бизнесом весной, когда спрос уже не так высок, а по зиме он огромен. Поэтому от идеи мы не отказываемся, возможно, заменим посадочный материал. Или еще чего придумаем.
Криптобизнес — это опасно
— Как оказалось, заниматься криптовалютой весьма небезопасно, — признается Сергей. — Мы в этом убедились на собственном опыте. Уже больше года идет расследование уголовного дела, в котором мы выступаем потерпевшими. Раньше мы располагались в другом здании, особой охраны там не было, в помещении постоянно находился только техник, который следил за оборудованием. Когда он выходил вечером из здания, получил по голове, вдобавок ему брызнули в лицо слезоточивым газом, связали, попинали, затем затащили в помещение и положили в коридоре. Один из нападавших остался с ним, остальные начали отсоединять и выносить наше оборудование, складывая в машину нашего же техника.
Сам я в это время был в Томске, смотрю по мониторингу, а у меня машины отключаются одна за одной. Я пишу технику, мол, ты где? Он не отвечает. Тогда мы садимся по машинам и едем в Северск. Пока приехали, половину оборудования уже вынесли, половина стояла подготовленная. Оборудование до сих пор не нашли. Подозреваемых тоже нет. Техник после этого уволился. Его можно понять.
Урон тогда был нанесен огромный, миллиона на три рублей. Причем среди украденного было не только наше оборудование, но и постояльцев. Что было делать? Мы, конечно, могли развести руками и людям сказать: ну украли, извините, ребята! Но мы решили сделать по-другому. Полгода вкалывали, чтобы покрыть убытки. Переключили свое оборудование на клиентов, чтобы люди по-прежнему майнили свои биткоины. Не то что прибыль себе не забирали — порой от себя добавляли денег, чтобы этот инцидент на клиентах никак не отразился. Ну а мы извлекли уроки из этой ситуации: переехали на территорию, где шесть заборов и охрана, сигнализация, видеонаблюдение. Стало гораздо спокойнее.
Наследники МММ
— Там, где деньги, там и мошенники. Это же относится и к криптовалюте. С ее появлением бурным цветом расцвели всевозможные финансовые пирамиды типа пресловутого МММ. Тема крипты на слуху, столько слов умных — биткоин, майнинг, блокчейн — обыватели в этом не разбираются. А им говорят: вы нам дайте деньги, а мы вам с помощью майнингов-блокчейнов сделаем в 10 раз больше. Такие пирамиды есть и в Томске, и в Северске. Какие-то копеечки они людям выплачивают и всё. Бывает, звонят знакомые на эмоциях: «Короче, друг отдал одним ребятам 200 тысяч рублей, ему на той неделе уже 30 тысяч выплатили, на позапрошлой 40! Все, я квартиру продаю!» Спрашиваю: а деньги у них откуда, чтобы так много выплат делать? Он: «Ну, они криптой занимаются». Я говорю: ну, так мы тоже, но что-то никому таких бешеных процентов не выдаем. Это мошенничество. И на такое вестись не стоит. А уж тем более бежать квартиру продавать.
Калькулятор
Выгодно ли майнить?
Текущая цена биткоина — около $6-6,5 тыс. Один средний современный «асик» зарабатывает 0,0006 биткоина в день. То есть, чтобы заработать 0,5 биткоина в день, нужно включить 1 000 «асиков». При этом больше 50 % прибыли уйдет на оплату электроэнергии.
Нужен закон
— Проблема еще в том, что тема с криптовалютой до сих пор у нас в стране никак законодательно не урегулирована, — сетует Сергей. — Если ты кому-то отдал деньги за «асики» и тебя обманули (а это происходит весьма часто), в полицию не пойдешь — непонятно еще, как это воспримут в органах. Оборудование ведь шифровальное, а насколько оно легально у нас? До конца непонятно. Вроде как сейчас его разрешили завозить через таможню и декларировать. То же самое с криптобизнесом. Хочется вести его, не бояться внезапных сюрпризов от законодателей. Мы, конечно, работаем официально, налоги платим. Другой вопрос, что нет такого вида деятельности, поэтому оформляется все как возмездное хранение. А так, конечно, нужен закон, который будет четко и понятно регламентировать эту деятельность.
Первоначально правительство хотело вообще приравнять криптовалюту к денежным суррогатам и запретить, но потом передумало. Сейчас люди зачастую просто договариваются о покупке-продаже криптовалюты лично, без посредников, что гораздо проще. Но высок риск обмана. Есть и другие варианты, но с ними все сложнее.