Биржевая торговля зерном в начале XX в.

Биржевая торговля зерном в начале XX в.
В последние годы правительство нашей страны обратило внимание на биржевую торговлю зерном. С этой целью на Московской бирже проводятся торги в рамках государственных закупочных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. А как осуществлялась биржевая торговля зерном сто лет назад?

С конца XIX в. в результате проводимой правительственной политики значительно увеличивается экспорт зерна из России. К 1913 г. русский хлебный экспорт достиг 647,6 млн пудов (10,36 млн тонн) на сумму 589,9 млн руб. (38,8% от общей суммы российского экспорта). Это привело к росту биржевых операций с зерном.

В конце XIX в. в период экономического подъема и увеличения хлебного экспорта наряду с многочисленными товарными биржами в России возникло несколько специализированных хлебных бирж, действовавших в крупных центрах внутренней и внешней торговли: Калашниковская в С.-Петербурге (1895 г.), Московская (1896 г.), Воронежская (1897 г.), Елисаветградская и Моршанская (1899 г.) и др. Внутренняя организация хлебных бирж практически не отличалась от товарных бирж, на базе которых они и были созданы. Возникнув как некое ответвление товарных бирж, хлебные биржи осуществляли обычные торгово-технические функции. Большинство сделок предусматривало операции с обезличенным хлебом, в чем, собственно, и заключалось основное отличие биржевой торговли от обычной. К сожалению, общих статистических данных о биржевой хлебной торговле не существует.

До начала XX в. единых биржевых правил ведения хлеботорговых операций фактически не было. Сделки осуществлялись на основе норм, принятых биржевым сообществом того или иного торгового центра в рамках общегосударственного законодательства и с учетом условий местных рынков. В 1905 г. Калашниковская биржа, задававшая тон всей хлебной биржевой торговле в стране, ввела особые правила, позднее принятые почти без изменений всеми хлебными биржами страны. С этого момента «партия товара, составляющая предмет биржевой сделки, должна быть по весу не менее 750 пудов или по стоимости не ниже 1 тыс. руб.». По мнению современников, это определение «далеко еще не устанавливает» строгие единицы сделок, так как не указано, что партия, превосходящая указанный объем, должна быть кратной указанному количеству.

Следует отметить, что сроки исполнения сделок в биржевых правилах практически не оговаривались. Так, например, в правилах Херсонской биржи указывалось, что «если срок поставки определен только названием месяца, то продавец обязан известить письменно покупателя о предполагаемом к сдаче товаре не позже двух часов пополудни предпоследнего числа установленного месяца». Таким образом, говорить о срочной торговле на российских хлебных биржах не приходится. Это же подтверждает и резолюция VI Всероссийского съезда представителей биржевой торговли и сельского хозяйства, состоявшегося в январе 1912 г.

Большинство делегатов съезда даже не сразу поняли, о чем говорится в решении. В результате была вынесена следующая резолюция: «…В виду отсутствия в настоящее время в империи элеваторов и других оборудованных складочных помещений и шоссейных дорог, отсутствия варрантной системы, невозможности установления более или менее определенных типов хлеба, вследствие чего представляется совершенно затруднительным обеспечение хлеба, и, принимая во внимание, что за границей, где срочные сделки практикуются, сделки эти имеют место только с обезличенным хлебом, а равно в виду выраженных на съезде крайних опасений, что введение срочных сделок вызовет весьма опасную игру зерновыми продуктами, которая гибельным образом может отозваться на сельском хозяйстве, цены на продукты которого будут регулироваться не действительным спросом и предложением рынка, а чисто спекулятивными условиями, — введение в России срочной биржевой торговли хлебом является нежелательным».

Главными действующими лицами при осуществлении биржевых сделок с хлебом были маклеры. Кроме них в таких сделках участвовали биржевые эксперты, приемщики и браковщики. Эксперты, которыми могли быть как маклеры, так и другие члены биржевого общества, назначавшиеся Биржевым комитетом, определяли качество зерна. Впервые институт экспертов учредило в 1901 г. Калашниковское биржевое общество. Тогда же была произведена пробная экспертиза партии зерна, отправленного в Англию. Когда лондонская Corn Trade Association потребовала обычного арбитража, ей предъявили заключение русской биржи. Убедившись в законности экспертизы, англичане отказались от своего требования.

Это была одна первых побед русского биржевого сообщества в сфере экспортной деятельности. К экспертам примыкали браковщики, которые назначались «для официального удостоверения добротности вывозимых за границу товаров» биржевыми комитетами по рекомендации купцов, занимавшихся экспортными операциями. Приемщики выполняли проверку и освидетельствование доставленной на железнодорожную станцию прибытия или отправления партии зерна. Проверялось все — качество, вес, примеси, сухость, цвет, тара и т. п. При этом они должны были вести наблюдение за товаром до погрузки его в вагоны, а по отношению к прибывшему товару — до сдачи его получателю. Приемщики несли имущественную ответственность за возможные убытки, которые могли бы произойти из-за неправильного определения качества хлеба при приемке.

2 мая 1910 г. был принят закон о биржевом контроле за вывозимым за границу зерновым хлебом. Этот закон предоставлял Биржевым комитетам право в течение пяти лет подвергать контролю вывозимый за границу зерновой хлеб. Контроль был установлен на ряде узловых железнодорожных станций, в пограничных пунктах и портах (Одессе, Николаеве, Таганроге, Херсоне и др.). В пользу Биржевых комитетов устанавливался особый сбор, не превышавший 1/30 коп. с пуда вывозимого зерна. Сумма сбора предназначалась на покрытие расходов на организацию контроля и устройство за границей защиты русских торговых интересов. Все операции Биржевых комитетов протекали под контролем Министерства торговли и промышленности. Срок действия закона о биржевом контроле истекал в марте 1915 г., поэтому в декабре 1914 г. Совет Министров продлил его действие на трехгодичный срок, до марта 1918 г.

Оживлению биржевой торговли зерном в 1910-х годах в определенной степени способствовала правительственная политика. Правда, она не носила характера постоянной поддержки, но некоторые законодательные акты и мероприятия властей стимулировали биржевую деятельность. Наиболее отчетливо это проявлялось в области тарификации хлебных перевозок. На железнодорожных линиях, проходивших через биржевые центры, вводились специальные льготные тарифы, что значительно облегчало доставку зерна.

Еще одной сферой внимания правительства была организация системы элеваторов. Дело в том, что несмотря на рост выдачи банковских кредитов под залог товаров и документов на них, инфраструктура для их массового применения еще не сложилась. В начале XX в. наиболее развитой сетью складских помещений располагали железные дороги, при которых действовали 62 элеватора и 198 зернохранилищ с общим объемом 42,4 млн пудов.

В 1910 г. для развития хлебной торговли и подтоварного кредита правительством был принят план строительства государственных элеваторов. Этот план предусматривал введение в эксплуатацию 84 элеваторов на 58,8 млн пудов. Контроль за выполнением этой программы был возложен на Государственный банк, в структуре которого был создан специальный Отдел сооружения и эксплуатации сети зернохранилищ. К 1917 г. план был выполнен только наполовину (построено 47 элеваторов на 29,2 млн пудов). Тем не менее, уже с 1913 г. государственные элеваторы начали вести операции по выдаче ссуд под залог хлеба. Элеваторы Государственного банка выдавали ссуды под свои складочные свидетельства в размере 80% биржевой стоимости зерна. Но эта деятельность, достигнув наивысшей точки в 1914 г., когда было выдано ссуд под залог зерна на 1,1 млн руб., была прервана Первой мировой войной, так и не получив сколько-нибудь широкого развития.

.