Пенсии в дореволюционной России

Пенсии в дореволюционной России
В последние годы российское правительство предпринимало несколько попыток реформировать пенсионную систему, доставшуюся в наследство от Советского Союза. Но оказалось, что сделать это не так-то просто. Причин медленного развития пенсионной реформы достаточно много, но едва ли не основная — отсутствие единого понимания целей преобразования пенсионной системы и механизмов их достижения. Для нахождения определенного компромисса было бы полезно оглянуться назад и посмотреть, как функционировала подобная система в Российской империи на рубеже XIX и XX вв., для которой было характерно сочетание государственного и частного пенсионного капитала.

нумерация-мал.pngГосударственные пенсии для чиновников

Дореволюционное российское законодательство относило пенсию к разряду служебных наград. Право на пенсию приобреталось «беспорочною выслугою определенных в законе сроков». Получение пенсий чиновниками регулировалось Общим уставом о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам. Основанием для выплаты становился тот факт, что ко времени прекращения службы в большинстве случаев должностные лица достигали того возраста, в котором каким-либо иным способом содержать свою семью они уже не могли. По общему правилу срок выслуги для получения пенсии был определен в 35 лет беспорочной службы. Прослужившему не менее 25 лет полагалось 50 % пенсионного оклада.

Исходя из средних показателей возраста поступления на службу после получения специальности в 20 с небольшим лет, можно предположить, что только к 60 годам (а такой возраст превышал среднюю продолжительность жизни в стране) должностное лицо могло выслужить пенсию. Все должности в государственном аппарате для получения пенсии были разделены на 9 разрядов, соответственно ее величина колебалась в начале XX в. от 85 руб. 80 коп. (9 разряд) до 1 143 руб. 60 коп. (1 разряд) в год, т. е. от 7 до почти 100 руб. в месяц. Много это или мало? Заработок высококвалифицированного рабочего составлял в начале XX столетия в некоторых отраслях промышленности несколько десятков рублей в месяц.

Общий устав о пенсиях предусматривал некоторое снижение возраста для назначения пенсии в двух случаях. Так, при неизлечимых болезнях полный оклад пенсии полагался за 30 лет службы. Если чиновник из-за болезни не мог обойтись без постороннего ухода, то полный оклад пенсии начислялся за 20 лет службы. Две трети оклада пенсии в первом случае выплачивали за службу от 20 до 30 лет и во втором — от 10 до 20 лет.

В случае смерти служащего размер пенсии определялся в соответствии с некоторыми семейными обстоятельствами. Учитывалось число лиц, оставшихся после смерти чиновника, и их права на получение пенсии. Так, бездетная вдова чиновника или вдова, имевшая детей в возрасте старше 17 лет, получала половину той пенсии, какая полагалась ее мужу. На каждого из малолетних детей прибавлялась еще 1/3 другой половины. Пенсию выдавали матери, а не детям. Каждому из малолетних детей чиновника выплачивали 1/4 часть пенсии, назначенной отцу. Если в семье было более четырех детей, все они должны были получать поровну, но не более целой пенсии отца. Пенсия не полагалась детям мужского пола старше 17 лет, женского — старше 21 года. Кроме того, сыновья, поступившие на службу или принятые на казенный счет в учебные заведения, дочери, вышедшие замуж или обучавшиеся за казенный счет, вдовы, вторично вышедшие замуж, также не имели права на пенсию отца.

Выплата пенсии прекращалась в нескольких случаях: при новом вступлении в должность; при поступлении на службу иностранному государству без согласия российского правительства; при пострижении в монашество; при нахождении за границей более разрешенного срока. Лишались пенсионного обеспечения лица, приговоренные судом к наказанию, связанному с лишением или ограничением «прав состояния», с исключением со службы или отстранением от должности. После прекращения срока наказания и со времени вторичного выхода на службу чиновник вновь получал право на пенсию.

нумерация-мал.pngОфицерские пенсии

Пенсии отставным офицерам выплачивались из двух источников — из Государственного казначейства и инвалидного капитала. Право на государственную пенсию приобреталось «беспорочною выслугою установленных сроков». Срок выслуги был меньшим, чем у гражданских чиновников: в основном 25 лет для полной пенсии и 20 лет — для «половинной». Офицерам военных тюрем каждые 5 лет службы засчитывались за 7. Всем офицерам и гражданским чиновникам военного ведомства, служившим в «отдаленных краях империи», пенсионные сроки сокращались в следующих пропорциях. В местностях, отнесенных к 1 разряду, 2 дня службы приравнивались к 3, в местностях 2 разряда 3 дня считались за 4, в местностях 3 разряда 4 дня шли за 5. Для всех офицеров, военных священников и врачей время, проведенное в действующей армии, засчитывалось вдвойне.

Для морских офицеров кроме общих пенсий существовали и специальные. Они получали дополнительное вознаграждение в размере 1/2 оклада жалования за плавание сроком от 120 до 180 мес. (за всю службу) и 2/3 оклада за плавание в течение более 180 мес. Кроме того, командирам кораблей выдавали вознаграждение (от половины до полного оклада) за долговременное командование судном, корабельным инженерам — за постройку и перестройку судов (до 1 350 руб. в год), инженерам-механикам — за долговременное управление судовыми машинами (до 900 руб.).

Вдовам и детям умерших офицеров полагалась пенсия, если офицер: а) был убит в сражении или умер на службе от ран, либо погиб в море; б) умер на службе, имея право на пенсию; в) умер, находясь в отставке, независимо от получения пенсии, но имея на нее право. Из нижних чинов правом на пенсию пользовались только унтер-офицеры и солдаты, служившие сверхсрочно. За 20 лет такой службы назначалась пенсия в размере 96 руб. в год или единовременное пособие в 1 000 руб.

Право получения пенсий из инвалидного капитала предоставлялось офицерам, которым покровительствовал так называемый Александровский комитет о раненых. Пенсии назначались в зависимости от чина, в котором находился офицер при получении увечья, и от степени тяжести ранения (1 и 2 класс раненых). Размеры пенсий по инвалидности были несколько выше, чем обычные. Так, пенсия раненому первого класса составляла от 300 до 1 716 руб., 2 класса — от 170 до 1 143 руб. 90 коп. Офицерам, получившим раны и увечья во время боевых действий, выдавали пенсии из инвалидного капитала независимо от пенсий из Государственного казначейства, причем не только отставным, но и находящимся на службе. Кроме пенсии, отставным пенсионерам полагалось ежегодное пособие на наем прислуги.

нумерация-мал.pngНегосударственные пенсии для чиновников и военных

Кроме пенсий, выплачиваемых Государственным казначейством, существовали и так называемые эмеритуры (от лат. emeritus — заслуженный). Эмеритуры являлись специальной пенсией уволенным в отставку государственным чиновникам и пособием вдовам и сиротам из сумм эмеритальных касс, средства которых составляли обязательные отчисления из жалованья государственных служащих. Целью этих касс было обеспечение своих членов дополнительными пенсиями.

Их денежные средства являлись неприкосновенной собственностью и могли использоваться только на пенсии и пособия, а также на расходы по осуществлению деятельности кассы. Доходы кассы складывались из процентов от «неприкосновенных капиталов», вычетов из жалования участников и случайных поступлений. Право на пенсию и ее размер определялись продолжительностью выслуги при непременном условии участия в кассе не менее прописанного в ее уставе количества лет (обычно 5).

В конце XIX в. лучшей в стране считалась эмеритальная касса Министерства юстиции. Ее деятельность началась еще в период проведения судебной реформы. В 1866 г. Александр II повелел производить вычеты из жалования судебных чинов для создания кассы, но заработала она только в 1885 г. Начиная с этого года через каждые пять лет Совет эмеритальной кассы, куда входили высшие чины министерства, назначал комиссию из членов кассы для проверки ее деятельности. Осторожность в ведении дел способствовала росту авторитета и популярности кассы среди чиновников министерства и позволила ей предоставить своим членам дополнительные льготы. На 1 января 1901 г. основной капитал кассы превышал 23 млн руб., ежегодный доход от взносов участников составлял 780 тыс. руб.

нумерация-мал.pngПенсии для рабочих

На протяжении всего XIX в. фабричные рабочие пенсиями не обеспечивались — ни государственными, ни частными. Лишь в 1893 г. по предложению С. Ю. Витте была создана специальная комиссия для разработки законопроекта об индивидуальной ответственности предпринимателей за здоровье и обеспечение рабочих. В сентябре 1902 г. законопроект «О вознаграждении владельцами промышленных предприятий рабочих и служащих, утративших трудоспособность вследствие несчастных случаев» был завершен, 2 июня 1903 г. он был утвержден Николаем II, а с 1 января 1904 г. вступил в силу.

При всей своей ограниченности и недостатках закон 1903 г. был все же шагом вперед в создании рабочего законодательства. В нем впервые устанавливались размеры пенсий. При полной потере трудоспособности выплачивалась постоянная пенсия в размере 2/3 заработка. В таком же размере назначалась пенсия семье в случае смерти рабочего. Но при этом закон искусственно занижал исчисление годового заработка рабочего, что вело к уменьшению величины пенсий.

Однако даже такие урезанные пенсии, полагавшиеся по закону, далеко не всегда выплачивали на практике. По некоторым приблизительным подсчетам, накануне Первой мировой войны рабочие фабрично-заводской промышленности получили 2,2 млн руб., горнозаводские — 2,3 млн руб., акционерные общества выплатили 2 млн руб., а взаимные — 1,6 млн руб. Таким образом, общая сумма составляла более 8 млн руб. и распределялась между 20,4 тыс. увечных рабочих. Всего же увечных по фабрично- и горнозаводской промышленности было около 112 тыс. человек, и по закону им причиталось более 40 млн руб. То есть рабочие должны были получить значительно больше, однако буква закона и его практическое применение далеко не всегда соответствовали друг другу.

При фактическом отсутствии государственной пенсионной системы многое зависело от владельцев предприятия, где трудились рабочие. Многие предприниматели, занимаясь меценатством и благотворительностью, не забывали и о рабочих собственных компаний. Известно множество случаев строительства различных частных богаделен, бесплатных квартир, вдовьих и сиротских домов, где могли проживать старики и дети, неспособные к работе на заводе или фабрике.

.