Без земли и без крестьян

Правление Екатерины II называют Золотым веком Российского дворянства. Аристократия второй половины XVIII века жила в роскоши, тратилась на дорогие наряды, балы, застолья и проигрывала в карты целые состояния. Это миф или реальность высшего сословия?

В начале царствования Петра I оклады дворян были невелики по сравнению с теми, что они получали после воцарения Екатерины. Боярам и окольничим платили за службу 200 рублей в год, стольнику — 100, стряпчему — 80 рублей. Для сравнения: шуба на соболях стоила около 70 рублей.

Со дня смерти Петра открылась новая эра для придворных чинов. Милость императора и любовь государыни, командование армией, управление провинциями — это все стало средством для обогащения. На императорских любимцев сыпались награды: деньги, земли, крестьяне. Только в первый день правления Екатерина II раздала тысячи душ дворянам, которые помогли новой императрице совершить переворот и взойти на престол. За один этот день она отдала двадцати шести дворянским фамилиям 17 200 крепостных. С этого времени началась организация крупного землевладения и богатого дворянства в Российской империи. Для приближенных Екатерины милость императрицы стала едва ли не главным источником дохода.

Действующие лица

Князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический потемкин.png


Создатель Черноморского военного флота и его первый главноначальствующий. Руководил присоединением к Российской империи Таврии и Крыма. Основал ряд городов: Днепр, Херсон, Севастополь и другие. Правил Молдавским княжеством в 1790-1791 годах.

Годовой доход: более 4 млн рублей

Основные источники доходов
  • Подарки императрицы Екатерины II. За два года, пока князь был фаворитом императрицы, он получил 9 млн рублей.
  • Доходы от имений. Князь владел колоссальными земельными наделами, особенно в Крыму. По словам современников, одни только соляные озера Крыма приносили Потёмкину 300 000 рублей в год.
  • Винные откупа в Ярославской губернии. Князь был откупщиком, то есть за плату собирал налоги для казны.
  • Доходы от продукции Императорского стеклянного завода в Петербурге. Потёмкин владел еще зеркальным заводом и суконной фабрикой.
  • Займы. Князь занял у главного придворного банкира 700 000 рублей, но так и не вернул долг. Помимо этого он занимал из казны, тоже безвозвратно. С 1787 по 1791 год он потратил 3,6 млн казенных рублей на платья и галантерейные товары. Стоимость только одного парадного камзола князя составляла 200 000 рублей.
  • «Творческое использование» императорских подарков. Екатерина II подарила Потёмкину Таврический дворец, постройка и меблировка которого обошлись в 600 000 рублей. Потёмкин продал дворец казне и позже получил его обратно в подарок от императрицы.

шереметев.pngГраф Николай Петрович Шереметев 


Обер-камергер, тайный советник, сенатор. Директор Московского дворянского банка. Основатель Невской богадельни в Петербурге и Странноприимного дома в Москве — больницы-приюта для нищих и калек. Развивал деятельность крепостного театра Шереметевых.

Годовой доход: более 1 млн рублей

Основные источники доходов
  • Оставленное отцом наследство. По словам современника, Николай Шереметев получил около 200 000 душ и более 700 000 десятин земли в 17 губерниях.
  • Доходы от имений, которые составляли около 600 000 рублей в год. Примерно 400 000 приносил оброк с крестьян, и около 200 000 накапливалось после реализации сельскохозяйственной продукции.
  • Государственная служба.

Усадьба Кусково.jpg

Усадьба Кусково,
принадлежавшая
графам Шереметевым

Люди и земли в дар

Братья Орловы, приближенные императрицы, с 1762 по 1783 год получили от Екатерины 45 000 крестьян. По количеству населения такой подарок равнялся одной трети Москвы XVIII века.
Князь Зубов, один из фаворитов, получил два уезда, Россиенский и Шавельский, и 13 000 душ. Потёмкину пожаловали 37 000 крестьян. Генерал-прокурор князь Вяземский приобрел 23 000 душ. Светлейший князь Безбородко в конце царствования Екатерины имел 16 000 душ, соляные озера в Крыму и рыбные ловли на Каспийском море. Васильчиков получил 7 000 человек, Завадовский — 9 800, Зорич — 14 000, Ермолов — 6 000 крестьян. Были и второстепенные любимцы, которые получали в собственность от 5 000 до 200 человек.

Однако на Екатерине все не закончилось. Когда Павел I взошел на престол в конце XVIII века, он начал отменять привилегии дворянства, но система пожалования имений удержалась во всей своей силе. Император раздал ста пяти дворянам 82 330 крестьян. При Павле князь Безбородко в придачу к своим вотчинам получил 30 000 десятин в Воронежской губернии и 6 000 душ на выбор из казенных селений Тамбовской губернии для освоения новых земель. Камердинер государя граф Кутайсов получил в Моршанском уезде 25 000 десятин, в Курляндии — 36 000, в Тамбовской губернии — 5 000 душ. Помимо этого ему пожаловали рыбные ловли на Волге, которые приносили 500 000 рублей в год.

800 000 душ.png

получили частные лица от Екатерины II за время ее царствования

Не забывали и о второстепенных секретарях, письмоводителях вельмож и т. п. Князь Потёмкин выпросил для своего секретаря Попова 1 800 крестьян. Секретарь князя Безбородко тоже получил 1 700 душ.

Дворяне, приближенные ко двору, действительно жили в роскоши. Потемкин только на свой стол ежедневно тратил 800 рублей — это 600 000 рублей в пересчете на современные деньги. Цены на продукты в то время были примерно следующими: за 400 грамм «говяжьего доброго мяса» платили 1,5 копейки, свиное сало стоило 5 копеек за те же 400 грамм. Фунт блинов стоил около копейки. За осетрину и белужину платили 5 копеек за фунт, а 16 кг «засольной» икры стоили не дороже 3 рублей.

Словарик

Однодворцы — сословие землевладельцев. Потомки служилых людей, которые несли службу на южных границах, но в дальнейшем не приобрели права российского дворянства. Однодворцы не имели дворянских прав и привилегий, платили налоги и несли повинности, однако могли владеть землей и крепостными крестьянами. Их поместья состояли из одного двора — от этого и пошло название.

«Вместе лапти ковыряли, а все-таки барами нас величали»

Дворяне, которые жили на широкую ногу, создают впечатление, что все представители высшего сословия купались в роскоши или как минимум — были богаты. Однако это не так. В конце XVIII века богатое крупнопоместное дворянство (более 500 душ во владении) составляло только 1 % от общего числа дворян. Среднепоместная аристократия (100-500 душ) составляла 12 %. Основная масса дворян была мелкопоместной и имела 20-100 крепостных, либо обедневшей — у таких не набиралось и 20 душ.

Дворянское сословие было крайне неоднородно. Невозможно поставить рядом графа Шереметева, которому принадлежали сотни тысяч гектар земли, с дворянскими семьями, у которых было пять десятин во владении. Для сравнения: крепостные имели 2-2,5 десятины. Жизнь малоземельных и просто обедневших дворян мало отличалась от жизни зажиточных крестьян и однодворцев. «Жили мы со своими крестьянами в одной избе. Барин спал на лавке, а мужик под лавкой. Ели из одной миски, работали вместе, вместе лапти ковыряли, а все-таки барами нас величали».

В отличие от мелкопоместных дворян владельцы средних и крупных поместий могли обеспечить себе достойный уровень жизни на доход от своих земель. Средние землевладельцы как правило жили в имениях и принимали активное участие в делах местного дворянского общества. Крупные землевладельцы жили в собственных домах в Санкт-Петербурге и Москве, проводя время в большом свете и в большой политике.

усадьба Костюшко.jpg

Усадьба среднепоместных дворян Костюшко в предместье Меречевщина

Некоторые дворяне не имели земли вовсе. Одной из причин этого было прекращение «верстания поместьями» за службу — мелким дворянам перестали жаловать земли и оплачивали службу исключительно в денежной форме. Землю в это время концентрировали в руках крупных землевладельцев. Отчасти появление безземельных дворян стало следствием Указа 1714 года о единонаследии, в соответствии с которым земля переходила к старшему сыну. Остальные сыновья отправлялись искать средства к существованию на государственной службе. В 1771 году в Сенат поступило доношение предводителя дворянства города Пронска Степана Тютчева. Он писал, что на собрание, на котором решался вопрос о «раскладке жребиев к поставке рекрут», явилось двести дворянских недорослей, которые «усердно желали вступить в службу Ее Императорского Величества», однако не имели для этой цели «ни платья, ни обуви».

Часть дворянского сословия не владела крепостными. Многие из них были пожалованы в личное дворянство за заслуги или в результате достижения определенного чина. У таких дворян зачастую не было денег на покупку крепостных и не было возможности их содержать. Помимо этого некоторые дворянские отпрыски просто не получали в наследство души от своих отцов, когда шла речь о многочисленных семействах.

Неравенство среди дворян проявлялось и в близости к императорскому двору. Придворные были совсем небольшой прослойкой среди аристократии. В подавляющем большинстве дворянство было губернским и проживало в провинции. Эти люди могли служить императору всю жизнь и ни разу не увидеть его.

Хотя дворянство было привилегированным сословием и переживало в XVIII веке свой расцвет, даже тогда внутри этого сословия наблюдалось кричащее неравенство. Между небольшим уездным чиновником в Тамбовской губернии, достигшим в конце карьеры определенного чина, и придворным дворянином, занимающим высшие государственные должности, была пропасть.

.