Действующие лица
Егор Францевич Канкрин
Урожденный Георг Людвиг. Родился в Германии, учился в университетах Гиссена и Магдебурга политическим и юридическим наукам. Переселился в Россию в 1796 году, работал бухгалтером, секретарем, служил в чине статского советника. С 1813 года, в эпоху Наполеоновских войн, был генерал-интендантом русской армии. Отвечал за обеспечение войск обмундированием и питанием, боролся с хищениями и взяточничеством.
Война с Наполеоном истощила российскую экономику. Однако министр финансов Егор Канкрин смог в условиях послевоенного дефицита впервые превратить российский рубль в твердую валюту и восстановить экономику страны.
Ассигнации обесценивались едва ли не с момента их появления в Российской империи. Количество бумажных денег неконтролируемо росло — средства требовались на ведение войны с Наполеоном. Война началась в 1799 году и длилась до 1815 года. Все это время русскую армию нужно было кормить, одевать, обеспечивать оружием, лошадьми и фуражом. На это уходили невиданные суммы. Только в 1812-1814 годах война с Францией сожрала около 400 000 000 рублей.
Помимо всего прочего, Наполеон во время войн прибегал к финансовой диверсии — изготавливал поддельные бумажные деньги страны-противника. Этим он решал сразу две задачи: фальшивыми бумажными деньгами рассчитывался с местным населением за провиант и подрывал денежное хозяйство противника. Поддельная бумажная денежная масса заполонила и Российскую империю.
Министр финансов Дмитрий Гурьев пытался стабилизировать положение, изымая из обращения часть ассигнаций. Предполагалось, что это повысит ценность бумажных денег и замедлит инфляцию. Егор Канкрин сменил Гурьева на посту министра финансов в 1823 году. Он считал, что выкупать ассигнации слишком дорого для государства и казна теряет больше, чем приобретает. Канкрин выбрал другую тактику: установил низкий, но стабильный курс бумажного рубля.
«В интересах облегчения всяких торговых сношений»
Канкрин возглавил российские финансы в пору их невиданного расстройства и банкротства казны. Следы Отечественной войны 1812 года и последующих войн еще были заметны. Население многих губерний разорилось, государство выплачивало внутренние долги частным лицам через раз, при этом на Российской империи висел огромный внешний долг.
Другим препятствием для восстановления финансовой системы страны была ее неорганизованность. Одна из проблем заключалась в двойном счете: в империи деньги считали на рубли серебром и на ассигнации. Курс бумажных денег, привязанный к курсу меди, постоянно колебался. В дополнение к этому для разных сделок устанавливали разные курсы. В торговле с иностранными купцами использовали вексельный, госучреждения принимали ассигнации по казенному курсу. Самым неустойчивым был курс ассигнаций, который использовали во внутренней торговле частные лица. Люди устанавливали его произвольно — лично договаривались во время сделок. В разных губерниях в одно и то же время он мог взлетать от 350 до 420 копеек ассигнациями за серебряный рубль. Представьте, что за современные бумажные десять рублей в разных магазинах вы получаете то пять, то десять, то шесть рублей монетами и это зависит только от воли человека, к которому вы обратились.
В 1839 году вышел манифест «Об устройстве денежной системы». Ассигнации стали вспомогательным денежным знаком и получили низкий, но единый и неизменный курс — 350 копеек бумажными деньгами за рубль серебром. Историк Александр Корнилов писал: «Реформа была предпринята Канкриным… в интересах облегчения всяких торговых сношений, от неустройства которых сильно терпел народ».
Детали
Как горное дело было связано с денежной системой
Еще одной проблемой стало то, что в Российской империи разные ведомства могли хранить любые суммы бюджетных денег в своих кассах неограниченное время. Это вымывало деньги из обращения в то время, когда государство нуждалось в любых свободных средствах.
Канкрин заботился о том, чтобы навести порядок в управлении государственными финансами, но не был сторонником коренной ломки управленческого аппарата. Он считал, что достаточно ужесточить контроль над расходами и отчетностью. Но и это было огромным шагом. До Канкрина сметы о предстоящих доходах и расходах передавали в Государственный совет в свободной форме, иногда с опозданиями, отчеты о расходах приходили несколько лет спустя или не приходили вовсе.Серьезные перемены коснулись только той части министерства финансов, которая отвечала за обеспечение горного дела. Канкрин направил значительные средства на добычу драгоценных металлов. Для Российской империи это был болезненный вопрос. Первые месторождения серебра и золота открыли только в XVIII веке при Петре I. В странах Европы уже в X веке Чехия считалась главной золотой кладовой, в XI веке на территории современной Германии нашли богатые серебряные месторождения. Российская империя даже после открытия собственных рудников еще долгое время покупала драгоценные металлы за границей, чтобы обеспечить денежное обращение.
Благодаря усилиям Канкрина были открыты новые рудники. Сам министр финансов говорил об этом: «Ошибочно думали когда-то, будто бы золото свойственно главнейшим образом только теплым климатам; теперь промывают баснословное почти количество золота в необитаемых пустынях Сибири. В 1823 году добыто было всего 25 фунтов (11,3 кг) золота. Во время моего управления добыча золота в 1843 году простиралась свыше 50 000 фунтов (22 600 кг)». Увеличилась добыча и золота, и серебра — это покрыло дефицит бюджета.
Почему серебряный стандарт — это хорошо
В 1840 году главной денежной единицей в Российской империи стал серебряный рубль с единой нормой чистого серебра в нем — 18 г. Поступления в казну и выдача денег велись только в серебряных рублях. Финансовые учреждения должны были принимать все виды денег, но обменивать их строго по установленному курсу. И золотые, и медные монеты подверглись четкой фиксации на серебро. Империал равнялся 10 рублям 30 копейкам серебра, а полуимпериал — 5 рублям 15 копейкам. За копейку серебром давали 3,5 копейки меди.
Реформа Канкрина установила в стране систему серебряного монометаллизма. Отныне все денежное обращение строилось на одном металле, основной единицей расчетов стало некоторое стандартизированное количество серебра. Впервые за денежную историю страны установились единые фиксированные курсы обмена валют. Это дало людям уверенность в новой экономической системе, потому что серебряный стандарт гарантировал, что любую бумажную и медную денежную единицу можно обменять на соответствующее количество серебра в любой момент. Впервые люди могли быть уверены, что в банке у них примут и копейки, и ассигнации и не установят грабительский курс.
Неофициальное введение серебряного стандарта сделало российскую экономику более стабильной, так как государство не могло печатать в неограниченном количестве деньги, не обеспеченные серебром.
Когда в Российской империи в середине XIX века появился серебряный стандарт, в некоторых странах Европы с начала XVIII века фактически, но не официально уже действовал золотой стандарт. Официально золотой стандарт впервые приняла Великобритания. Это произошло после наполеоновских войн в 1821 году, когда королевство восстанавливало свою экономику.
Депозитный билет 100 рублей, 1841 год
Первые «депозитки» имели достоинство 25 рублей. Когда население привыкло к билетам, появились «депозитки» достоинством 3, 5, 10, 50 и 100 рублей. При том, что эти билеты свободно обращались и исполняли роль платежного средства, они не были деньгами в полном смысле — это были ценные бумаги.
Слитки и украшения на «депозитки»
Налоги, собранные с населения, в звонкой монете скапливались в казне. Нередко серебро накапливалось в большом количестве. Казначейство должно было своевременно и равномерно распространять металлические деньги по стране. Однако перевозить монеты было дорого, происходило это медленно, и денежный оборот внутри страны замедлялся. Чтобы обеспечить все регионы серебром, Канкрин ввел новые платежные средства — депозитные билеты.
Люди сдавали в казну золото и серебро и получали депозитные билеты, которые при желании можно было обменять на драгоценный металл. В 1840 году при Коммерческом банке была открыта Депозитная касса. В течение первого года в ней обменивали монеты на «депозитки», как в народе называли депозитные билеты. За это время в кассу поступило 25 000 000 рублей серебром. Позже Депозитная касса стала принимать благородные металлы в слитках и изделиях. Обменный поток резко увеличился, люди обменивали драгоценные накопления на «депозитки». За два года их оборотная сумма выросла до 49 000 000 рублей серебром. Депозитные билеты считались своеобразными чеками на серебро. Главным требованием к ним было абсолютное покрытие драгоценным металлом.
обменяли с 1843 по 1851 год.
Почему «депозитки» вывели из обращения?
Единственной проблемой депозитных билетов было то, что казна не получала никаких дополнительных доходов от их выпуска. Они находились в обращении в размере, равном сумме вкладов. Но существовал еще один вид бумажных денежных знаков — кредитные билеты. Эти билеты только частично обеспечивались серебром, поэтому их эмиссию строго ограничивали, чтобы они не обесценились. Однако кредитные билеты приносили казне доход — в отличие от «депозиток».
В 1843 году вышел манифест «О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами». С этого момента и ассигнации, и «депозитки» обменивали на кредитные билеты. В итоге их полностью вывели из обращения. В стране остался только один вид бумажных денег — государственные кредитные билеты, которые имели обеспечение металлом на 35-40 %. Этого было достаточно для устойчивости новых денег. Кредитные билеты беспрепятственно разменивались на серебряные и золотые монеты по определенному установленному курсу.
Денежная система Канкрина не только укрепила государственные финансы. Она обеспечила доход для казны за счет выпуска кредитных билетов. Результатом реформы стало относительно устойчивое денежное обращение на десять лет. Пошатнула российский рубль только Крымская война, которая началась в 1853-м и длилась три года.